Значение праздника и традиции
Основное духовное значение заключается в чествовании полноты апостольской миссии и укрепления церковного единства. Считается, что все двенадцать апостолов образуют основу Церкви, подобно накамени, заложенным Христом.
В богослужении присутствуют особые чтения и тропари, подчеркивающие важность их общего подвига. При окончании Литургии совершается освящение воды, призывающее благодать как для души, так и для тела, а также напоминает о крещении и миссии Апостолов.
Двенадцать апостолов
Они были учениками Иисуса Христа, причём каждый исполнял особую миссию: Пётр — как глава Церкви, Андрей — первовозвеститель, Иаков Зеведев — первый мученик, Филипп и Варфоломей проповедовали в отдельных регионах, Фома — укреплял дерзновение в сомнениях, и другие продолжили нижестоящее служение. Все они проповедовали Евангелие, крестили и основывали Церковь в разных странах, а за своё служение приняли мученическую кончину. Их синергия в этом дне объединяет разнообразие дарований для единой цели.
Глаголемая святая Мария, мать Марка
Мать апостола Марка, она упоминается как участница ранней христианской общины в Иерусалиме. Её дом стал одной из первых христианских «церквей» для собраний апостольских и молитвенных чтений. Заработала репутацию верующей сучительницы, вдохновлявшей духовную жизнь осторожного христианского сообщества.
Святитель Софроний, епископ Иркутский
Служил в XVIII–XIX веках и прославился своей святой благочестью, строгим аскетизмом и прославлением проповеди в Сибири. Его мощи чудесным образом остались нетленными после смерти, а сам он был прославлен на Соборе 1918 года. В почитании отражена связь между миссионерским служением православия на обширных пространствах России и укреплением веры среди народов.
Как отмечался этот день на Руси раньше
На Руси 30 июня имел дух не столько торжественный, сколько соборный. В храмах совершали праздничную Литургию и крестные ходы вокруг церквей и источников — как символ общецерковного единения, привязанного к подвига двенадцати апостолов. После службы раздавали освящённую воду и хлеб, символизируя духовное насыщение и телесную помощь. Народ и духовенство призывали к укреплению братской любви, как это делали апостолы.
В селах сельчане принимали освящённую воду, считая её оберегом от болезней и гроз на поле. Днём старались помолиться и отдохнуть от тяжёлых работ, а вечером устраивались скромные угощения: пили воду и ели хлеб, чтобы засвидетельствовать свою причастность Церкви. В некоторых местах устраивали «апостольские вечера» — рассказывали детям истории о подвигах апостолов, приобщая новое поколение к наследию Церкви.