29 июня завершает Апостольский пост и посвящён памяти их мученической кончины в Риме. Формальный праздник установлен ещё в ранней Вселенской Церкви, а его значимость укрепилась с IV века, когда стало ясно, что оба апостола — краеугольные столпы Церкви: Петр как «первый папа», а Павел как апостол язычникам.
Апостол Пётр
Сын рыбака, прозванный Христом «скалой» Церкви. После Воскресения Христова возглавил апостольское служение, принимал язычников и преподавал на Пятидесятницу. Освободившись от царских властей, до конца жизни нес тяжесть пастырской ответственности, был распят в Риме, попросив крестить себя вниз головой.
Апостол Павел
Изначально преследовал христиан, но преобразился на пути в Дамаск. Став «апостолом язычников», совершил три миссионерских путешествия, написал 13 посланий — они стали христианским учением. Осуждён и казнён в Риме — оставив после себя мощное наследие богословия и общения с Церковью.
Праздник начиная с древности сопровождался особым богослужением в Великую Вечерню и Литургию, вечерним акафистом и крестным ходом. В приходах он наряду с Пасхой считался временем особенной благодати и широкой общинной молитвы — этот день воспринимался как духовная вершина апостольской миссии.
Значение праздника и богослужебные традиции
Главное духовное значение — заключение миссионерского пути Церкви: апостолы Пётр и Павел несут истину о воскресении, Церковь утверждается в единстве. Служба наполняется особыми песнопениями, отражающими мученический подвиг — подвиг подтверждает, что Церковь стоит на страдании и любви. По окончании Литургии священники окропляют освящённой водой прихожан и церковные пространства — как знак духовного обновления, очищения и сопричастности свету Христову.
Как отмечался этот день на Руси раньше
На Руси Петров день был одним из главных церковных и народных праздников. Вечером — накануне — начиналась всенощная служба, за ней следовал крестный ход к источникам или колодцам перед храмом. Утром совершалась Литургия, затем раздача освящённых хлеба, кутьи и воды — это воспринималось как благословение урожая и защита от болезней.
Днём начинали сенокос, символически начиная его благословение апостолами. Молодёжь участвовала в народных гуляньях: держали ярмарки, устраивали игры и веселье. В некоторых местах называли праздник Петровыми потоками — во время праздника часто возобновлялись крещенские купели, ведь вода очищает и символизирует духовное перерождение, духовный порыв, вдохновлённый силой апостолов.