Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Какой церковный праздник 21 сентября 2025 года у православных христиан: история и традиции

21 сентября по новому стилю православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы — один из двунадесятых праздников, открывающий годовой круг богородичных торжеств.

20 сентября 2025Обсудить
Какой церковный праздник 21 сентября 2025 года у православных христиан: история и традиции | Источник: Midjourney
Источник:

Midjourney

История праздника и житие святого

По церковному Преданию, Пресвятая Дева родилась у праведных Иоакима и Анны после долгих молитв о дитя, и этим событием Бог ответил на их упование. Ангел возвестил супругам, что им родится дочь, через Которую в мир придёт Спаситель; поэтому рождение Марии понимается как начало исполнения древних обетований. Предание рассказывает, что Иоаким удалился молиться в пустыню, Анна молилась дома, и обоим было откровение о будущей радости.

Место рождения Богородицы связывают с Иерусалимом; память об этом бережно хранит и восточная, и западная христианская традиция. Церковь особо выделяет смысл праздника: с Рождества Марии начинается явное приготовление человеческой истории к пришествию Христа. Праздник установился в византийской традиции не позднее VI–VII веков и прочно вошёл в богослужебный устав. В песнопениях Мария именуется «Домом Премудрости» — образом, указывающим на Таинственное воплощение Сына Божия.

Именно поэтому торжество воспринимается не как частный семейный праздник, а как радость всей вселенной о начале спасения. В 2025 году день праздника приходится на воскресенье, поста нет, а богослужение отличается торжественным чином. Праздник имеет предпразднство и попразднство, что подчёркивает его значимость в литургическом году. Сюжет о рождении Марии известен не из канонических Евангелий, а из древнейших церковных преданий (Протоевангелия Иакова), однако смысл праздника — богословский и церковный, а не «легендарный».

В иконографии торжества обычно изображают Анну на одре, Иоакима, служанок и младенца Марию; композиция схожа с древними сценами «Рождества» святых. Для православного богослужения характерны древние тексты канонов Иоанна Дамаскина и Андрея Критского, отмечающие радость прекращения «поношения безчадства» у Иоакима и Анны. Так Церковь говорит о том, что человеческая немощь и неплодство преодолеваются в промысле Божием. Праздник напрямую связан с дальнейшими событиями — Введением во храм и Благовещением, образуя единую линию истории спасения.

Значение и традиции дня

Рождество Богородицы — праздник надежды и начала: в молитвах просят о мире в семьях, здоровье матерей и детей, даровании чад бездетным супругам. В храмах совершают всенощное бдение и Божественную литургию; по уставу это великий день без поста. В богослужебных текстах звучит мысль о том, что через рождение Марии «воссияло солнце правды» — Христос, и это задаёт тон благодарности за дар времени и жизни.

С праздником 21 сентября связаны и чтимые иконы Богородицы, для которых в этот день совершаются особые воспоминания: Курская-Коренная «Знамение», Почаевская, а также икона «София, Премудрость Божия (Киевская)». В некоторых приходах устраивают благотворительные акции и общие трапезы «в честь Рождества Матери», подчёркивая милосердие как лучшую праздничную жертву. Домашняя традиция — собраться семьёй после службы, поблагодарить Бога за прошедший год и попросить благословения на учебу и труды осени. В церковном календаре это торжество открывает череду осенних праздников и попразднств.

Другие святые, чтимые 21 сентября

В этот день вместе с великим праздником вспоминают преподобного Иоанна (Майсурадзе), грузинского исповедника XX века. С детства он был связан с древним монастырём Бетания под Тбилиси, позднее подвизался на Афоне и вернулся в Грузию уже иеромонахом. В годы гонений он сохранил монашескую общину, стал её сердцем и советником для мирян; по свидетельствам современников, его молитва укрепляла людей и помогала пережить тяжёлые десятилетия. Преподобный преставился в 1957 году, а память о нём — о кротком старце, соединившем труд и милосердие, — живёт как в Грузии, так и в Русской Церкви.

Также чтут преподобного Георгия (Мхеидзе), сподвижника Иоанна и многолетнего насельника Бетании. Юным он перенёс немало испытаний за выбор монашеского пути, но сохранил целомудрие и твёрдость, став духовным отцом для многих. В 1920-е годы он вместе с Иоанном возрождал монашескую жизнь, принимая паломников и нуждающихся, а в старости прославился прозорливостью и любовью к людям. За пять лет до кончины принял великую схиму с именем Иоанн; преставился в 1962 году, и оба старца покоятся в Бетании.

Как отмечался этот день на Руси раньше

В народной культуре 21 сентября — «Осенины», «Вторая Пречистая»: к этому времени заканчивали полевые работы и встречали осень как благословение на новый сезон. День был связан с женской темой — матерями, браком, благополучием дома; новобрачных навещали родные, дарили советы и угощения, подчеркивая, что семья — малая церковь.

На рассвете женщины шли к воде «встречать осень»: умывались, приносили хлеб и молочное угощение — знак благодарности за урожай. У западных и восточных славян сохранялись обычаи освящать первые колосья и семена озимых, чтобы посев был удачным. Осенние братчины и щедрые столы из нового урожая считались доброй приметой на зиму. С погодой связывали прогнозы: какой установится день на Рождество Богородицы, такой будет ближайший месяц. Так церковный праздник естественно переплетался с крестьянским годом — благодарили Бога и землю за плоды и просили мира в доме.

Комментарии0
под именем
    РЕКЛАМА