В этот же день вспоминают святого мученика Диомеда, врача из Тарса, а также других подвижников и мучеников, включая отшельника Иоакимова Угринского. Этот день знаменует собой встречу земного и небесного, чудо исцеления и надежду на присутствие Христа в образы и в сердца верующих.
О празднике и житии святого Диомеда
Икона «Нерукотворный Образ» — древнейшая христианская икона Спасителя, которая, согласно преданию, явилась чудом: лик Христа отпечатался на платке, которым Он утер лицо. В 944 году на императорский приказ святыню перенесли из Эдессы в Константинополь, чтобы защитить город от болезней и внешних угроз. Это событие ознаменовалось великим прославлением иконы, её стали переносить в залах и храмах, и день перенесения стал отмечаться как церковный праздник. В Православной традиции икона стала символом присутствия Спасителя в мире и защитой от бед.
Первым святым, о котором расскажем, — мученик Диомед из Тарса, жил в III–IV веках. Диомед получил медицинское образование и служил врачом в Никомидии, не беря платы за услуги. Он исцелял больных молитвой и даром веры, одновременно проповедуя Евангелие. Когда начались гонения Диоклетиана, Диомеда арестовали. На пути к пытке он остановился, помолился, и вскоре умер мирно. По преданию, казнённым оказался уже труп — тогда палачи отсекли голову, и это подтвердило смерть. После его смерти несколько свидетелей ослепли, а лишь молитва вернувшая им зрение. В православии святой почитается как целитель и смиренный врач, объединяющий духовное милосердие и профессионализм.
Значение дня и традиции празднования
День Нерукотворного Образа и память Диомеда — это праздник тех, кто ищет Господа в телесном и духовном мире. В этот день в храмах совершаются молебны перед образом Спасителя, верующие читают акафист чудотворной иконе и просят исцеления телесного и душевного. Образ Спаса напоминает о том, что Бог не отдалён, а нередко — ближе, чем кажется, в липкости ткани или в прикосновении к святому древу. Диомеда молятся как заступника врачей и всех страдающих: многие просят у него помощи и утешения, особенно в болезни. В литургических чтениях подчёркивают идею спасения одновременно через образ и через милосердное служение ближним. В Успенский пост праздник воспринимается как точка, когда тяга к телесному исцелению должна сочетаться с духовным очищением.
Память других святых 16 августа
Также в этот день вспоминают преподобного Иоакимова Угрина (Иоаким Угринский), инока Киево-Печерского монастыря XI века. Он пришёл из угорского рода, принял монашеский постриг и проявил стойкость в узах плена, где отказался от греха, сохранив обет целомудрия. Вернувшись в Лавру, провёл оставшуюся жизнь в молчальничестве и посте. Почитается как покровитель чистоты и духовной стойкости, особенно для келейной жизни.
Ещё вспоминаются 33 мученика Палестинских, пострадавших в III–IV веках за веру под тяжестью пыток в условиях гонений. Они стали символом взаимной підтримки и совместной жертвы за Христа. Их память сочетается в календаре с памятью мученика Диомеда — ведь и они не боялись служить ближним даже ценой жизни.
Как отмечался этот день на Руси раньше
На Руси 16 августа был не широко народно отмечаем, но в монастырях и местных приходах им уделяли внимание. Особое богослужение совершалось у икон Нерукотворного Образа и в храмах, где он почитался. Монахи и миряне приходили поклониться образу, прося его благословения и защиты.
В народной молве день связывали с окончанием уборки льна и семян — ведь после сбор урожая наступает «ореховый Спас», но уже после 29 августа. В домах, где была икона Спасителя, её окормляли, натирали маслами и украшали свечами. Болящие приносили записки с просьбой к святому Диомеду, особенно если в семье были медики или те, кто страдал от болезни. В селениях, где обитали монахи, почитавшие Иоакимова Угрина, было принято читать житие святого и соблюдать тишину — как продолжение духовного подвига.