Праздник и житие первого события
В центре внимания — перенесение мощей святого архидиакона Стефана, который считается первым христианским мучеником. После его смерти в Иерусалиме (около 35 г. н. э.) святые мощи были погребены тайно. Примерно в 428 году его мощи были обретены и торжественно перенесены в Иерусалим, а затем — в Константинополь, где стали источником чудес и исцелений. День этого перенесения чтится как напоминание о фундаментальном подвиге — смелости исповедать Христа до конца и быть первым, кто пролил кровь за веру.
Значение и традиции дня
Этот день посвящён памяти стойкости и верности Церкви от самых её истоков. В православии архидиакон Стефан почитается как образец смирения, мужества и бесстрашной любви к Христу. В храмах совершаются молебны, читается житие святого и тропари обретения мощей, проверяется сила молитвы и примера святого.
В условиях Успенского поста день приобретает особое значение как возможность духовного обновления, милосердия и отказа от скорби плотской. Также в этот день молитвенно вспоминают подвиг юродивого Василия Московского, почитаемого как святой-блаженный в русской традиции.
Память других святых 15 августа
В этот же день отмечается празднование Ачаирской иконы Божией Матери, списка чудотворного образа, прославленного в Сибири и домашней молитвенной традиции как охранителя семьи и утешителя в скорбях. Этот иконостас не входит в крупнейшие двунадесятые праздники, но имеет локально-важное значение в народном благочестии.
Также поминается блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский (Василий Блаженный) — русский святой, который принял подвиг юродства для поддержки слабых, обличения грешников и милосердия. По преданию, стоял в Москве, жил в нищете, помогал бедным, имел дар прозорливости и исцелений. Канонизирован и глубоко почитается в православии как символ подвига «безумия Христова».
Как отмечался этот день на Руси раньше
На Руси праздник 15 августа воспринимался как день памяти стойкости и святости. Верующие посещали храм, особенно в посте, и молились о помощи к первым мученикам и их примеру. В народных традициях не устраивали шумных действий: день был тихим, молитвенным. Женщины готовили постную трапезу, чаще всего кашу с ягодами из нового урожая. Девушки молились о чистоте и разумном супружестве, прося заступничества у святой Божией Матери через икону, святую в этот день. В садах собирали первые яблоки, но воздерживались от их вкушения до Яблочного Спаса. Также в этот день уделяли внимание уединению, домашней тишине и помощи слабым — как дань памяти Василию и Стефану.