Этот день также совпадает с началом Успенского поста и праздником Всемилостивого Спаса, в народе более известным как Медовый Спас. Он объединяет сразу несколько значимых событий — литургических, исторических и народных, поэтому занимает особое место в календаре Церкви и традиционной русской культуре.
Праздник и его история
Праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня возник в Византии в IX веке. В жаркий август, когда усиливались болезни и эпидемии, священнослужители износили (отсюда название — «происхождение», то есть «изнесение») частицу Креста Господня из императорского дворца и с молитвами обходили с нею улицы Константинополя. Крест выставляли для поклонения в храмах, его носили по городу, чтобы освятить и очистить улицы, защитить людей от болезней. Эту практику стали повторять ежегодно, и она закрепилась как особый церковный день — напоминание о спасительной силе Креста Христова, через который пришло искупление человечеству.
В этот же день в России отмечали праздник Всемилостивого Спаса, связанный с победой русского воинства над Волжской Булгарией в 1164 году. Тогда, по преданию, икона Спаса Нерукотворного и часть Животворящего Креста были вынесены на поле боя — и после победы этот день стал торжеством в честь Христа Спасителя.
Значение и традиции дня
14 августа знаменует собой начало Успенского поста — одного из строгих и коротких постов церковного года. Верующие начинают готовить душу к празднику Успения Богородицы. В этот день совершается малое водоосвящение, и святую воду приносят домой. Особая традиция — освящение мёда нового сбора. Отсюда и народное название — Медовый Спас. Люди благодарят Бога за первый урожай, приносят в храм горшочки с мёдом, а затем угощают им родных и соседей. Этот день — сочетание духовного очищения и благодарения за земные плоды.
Также читается особый чин поклонения Кресту — верующие прикладываются к Кресту, просят у Господа защиты, укрепления веры и здравия. Поскольку день связан с Крестоносными шествиями, в некоторых храмах по традиции совершаются крестные ходы.
Память других святых 14 августа
В этот день также вспоминаются мученики Маккавеи — семеро братьев, их мать Соломония и наставник Елеазар. Эти ветхозаветные праведники жили во II веке до Рождества Христова и пострадали от сирийского царя Антиоха IV за верность закону Моисееву. Их казнили одного за другим за отказ вкушать нечистую пищу — мясо свинины. Мать, видя мучения сыновей, не сломилась и поддерживала их до конца. Их стойкость стала примером верности Богу даже до смерти. Маккавейских мучеников особенно почитают как символ духовной силы, особенно в семье — они считаются покровителями матерей, воспитывающих детей в вере.
Также совершается память священномученика Василия, пресвитера Анкирского, жившего в IV веке. Он был известен своими пламенными проповедями против ересей и своей любовью к пастве. Во время гонений был арестован, подвергнут пыткам и умер за веру. Его чтят как стойкого исповедника Церкви.
Как отмечался этот день на Руси раньше
На Руси 14 августа был многослойным праздником. С утра шли в храм — освятить воду и мёд, помолиться перед Крестом. Эту воду считали особенно целебной, ею окропляли дома, поля, пчельники. Освящённым мёдом начинали угощение — «Спасов мёдок на здоровье». С него же начинали постную трапезу: варили медовые каши, пекли постные пряники с мёдом, пили медовуху без хмеля. Пчеловоды благодарили Бога за сбор и просили благословения на будущие урожаи.
Крестьяне старались в этот день не ругаться, не злиться, соблюдать мир. Женщины шили пояса, которые освящали и потом носили как оберег. День Маккавеев в народе называли «Гороховым» — в этот день варили горох, ели постно, с луком и мёдом. В целом праздник объединял молитву, благодарность за урожай и начало духовного очищения через пост.