Из числа святых, память которых совершается в этот день, особенно выделяется преподобная Феодора Александрийская, подвижница IV–V века. Родившись в Александрии, она отказалась от мирского наследства и посвятила себя жизни в уединённой молитве и покаянии. Феодора жила в горной пустыне в полном молчании, посте и непрестанной хвале Божией. Любые знаки особенно духовной жизни она воспринимала как плод Божьей благодати, держа ум трезвым и незамутнённым мирскими похотями.
Со временем о её подвизе узнали верующие, и к её келье потянулись духовные искатели. Несмотря на растущее число послушников, преподобная сохраняла смирение, не претендуя на авторитет, а лишь указывала им путь смирения и любви к Богу. Перед смертью она передала ученикам наставления о духовном делании, а после кончины её келья стала местом утешения для страдающих и ищущих, а имя — символом подвига тихого внутреннего совершенствования.
Значение и традиции дня
Послепразднство Рождества Богородицы продлевает духовную радость праздника, но переносит её в атмосферу тихого размышления. Этот день учит сохранять святую радость в сердце и в буднях, помнить о ценности духовного материнства и преданности Господу. Церковь продолжает молитву о всех матерях, о начале нового церковного года, о плодовитости духовной и земной.
Верующие молятся о том, чтобы ум оставался чистым и непоколебимым, как душа Пречистой, и чтобы каждый мог найти своё призвание в делании добра. В храмах сохраняют праздничную атмосферу, пояс священноначалия продолжает носиться с почестями, а прихожане причащаются с благодарностью. Этот день считается благоприятным для начала духовных привычек — чтения Псалтири, духовных трудов, молитвенных правил.
Другие святые, которых почитают 11 сентября
Кроме Феодоры Александрийской, память совершается в этот день и о мученице Иа Персидской и девяти тысячах мучеников с нею. Иа была молодой христианкой, пленённой во время гонений в Персии и, отказавшись отречься от Христа, приняла мученическую смерть. С ней погибло великое число христиан, вдохновлённых её стоянием. Память их — знак того, что за веру и чистоту веры Христовой готовы расплачиваться даже огромной ценой.
Также вспоминаются праведный Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, чья вера и терпение привели к чуду рождения Богородицы и спасению всего рода человеческого. Они считаются образцом терпеливого ожидания и духовного труда в семейной жизни, покровителями семей и родителей.
Как отмечался этот день на Руси
На Руси 11 сентября воспринимался как время завершения первых сенокосов и начало активной подготовки к зиме. Женщины стремились завершить рукодельные работы и заготовки, чтобы проводить вечер в тишине и молитве. Считалось хорошим тоном — после праздника не начинать ничего нового; особенно это относилось к садам и полям: не сеяли, не резали деревья.
Домашние окна начинали закрывать тёплыми занавесями, вечер становился тихим, молитвенным. Детей учили, что в день, следующий за Рождеством Богородицы, нужна особая усердная молитва, ведь она «родила путь к Спасителю». В семьях читали житие родителей Богородицы, чтобы укрепить веру в силу добра, молитвы и материнства. День завершался совместной тихой трапезой — часто с монастырскими хлебами и медом, с благодарностью за суету и праздник.