22 июня — Вторник 2-й седмицы по Пятидесятнице и также День всех святых, в земле Русской просиявших, призванный напомнить о подвиге просветителей, подвижников и новомучеников отечественной земли. Все святые земли Русской представляют непрерывную линию угодников Божиих — от мучеников древних времен до новомучеников XX века. Их память напоминает о глубокой связи народа и Церкви — когда вера проявлялась как в молитвенном подвиге, так и в общественных страданиях. Этот праздник объединяет традицию старины и современности, показывая, что путь к Богу остаётся вечным и доступным каждому поколению.
В этот же день Церковь чтит память святителя Кирилла, архиепископа Александрийского (444 г.), известного как активного защитника чистоты вероучения против Новатианской ереси.
Помимо него, вспоминают преподобного Кирилла Белоезерского (ум. 1427) — монаха-подвижника, основателя нескольких монастырей в северных краях Руси, чьи труды и молитвы обогатили духовную традицию Русской Церкви.
Значение и традиции праздника
Праздник всех святых русских земляков подчёркивает связь времен, выражая общецерковное почтение подвигам отечественных праведников и мучеников. В богослужении звезды этого дня — тропари и кондаки — прославляют как древних, так и новейших угодников Божьих.
Поминальные молитвы призывают верующих вспомнить своих родных — причастие памяти святых и усопших сплачивает Церковь и укрепляет духовную преемственность.
Молитвенные обряды в честь равнослужителей Кириллов усиливают ценность церковного учения: патриарх Александрийский защищал истину, а игумен Белоезерский — укреплял монашеские и приходские устои.
Как отмечали этот день на Руси раньше
В старину 22 июня в России проводили воскресные литургии, дополняя их торжественными крестными ходами — особенно в северных монастырях, укоренённых святым Кириллом Белоезерским.
После службы раздавали милостыню, тем самым укрепляя единение и проявляя христианскую любовь к ближним.
Этот день не совпадал с давними сельскохозяйственными работами — скорее, служил моментом для молитвы и духовного подъёма.
В монастырских и храмовых общинах проходили заупокойные молебны, причём в память о новомучениках XX века — часть общегосударственной молитвенности, связанной с последствиями советских гонений.