Что за праздник и его история
16 июня 2025 года — понедельник второй седмицы по Пятидесятнице и начало Апостольского поста, времени укрепления веры в примере апостолов. Это день, когда Церковь отмечает память целого ряда мучеников: Луклиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и девы Павлы, которые приняли мученическую смерть в III веке в Никомедии. Также вспоминаются Лукиан Бельгийский, епископ, и его спутники — мученики, пострадавшие в I веке, а также перенесение мощей царевича Дмитрия Угличского в Москву из Углича в 1606 году.
Богослужебное значение и православные традиции
Этот день знаменует собой начало Апостольского поста — периода духовного сосредоточения, молитвы и ограничения в пище. В богослужебной практике присутствует чтение воспоминаний об апостольской миссионерской деятельности, особенно после праздника Святого Духа. Литургия и тропари мученикам призывают верующих к стойкости в вере, к духовной бодрости и к укреплению в молитве. Подавляющее большинство почитаемых святых — мученики, что подчёркивает тему христианской смелости в правде.
Память святых и их духовные подвиги
Мученик Луклиан и братья-страстотерпцы — утверждали веру Христову перед римским судом, приняли смерть в языческой Никомедии .
Священномученик Лукиан Бельгийский — епископ I века, пострадал вместе с деяниями своего служения и учеников, свидетельствуя о бесстыдости обращения к Христу.
Царевич Дмитрий Московский — смерть которого интерпретируется как подвиг благочестия, перенесённого в Москву; перенесение его мощей стало актом церковного единения .
Как отмечался этот день в церковной традиции
На Руси 16 июня отмечали начало Апостольского поста: в храмах после литургии начинались мирные молебны, молитвы о сохранении чистоты поста и духовного воздержания. Звучали акафисты мученикам, которых почитали в этот день, особенно в диоцезальных приходах. Также совершались крестные ходы, в том числе подготовленные «переносом мощей» Дмитрия Угличского — это напоминало о жертве и крови царя, упокоенного в праведности и любви к Богу.
Это день, когда новоапостольский дух, восходящий к первому собору Никейскому, сплетался с русской исторической памятью — объединяя в себе цель миссионерства и жертвенности, восхваля праведность на всех уровнях христианской жизни.