Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Театр «Новая опера» и ММОМА представили перфомативно-выставочную программу «Музей в опере / Опера в музее»

Все события проекта посвящены 80-летию со дня рождения основателя театра Новая Опера, маэстро Евгения Владимировича Колобова. Проект «Музей в опере / Опера в музее» проходит при поддержке Фонда Потанина в рамках грантовой программы фонда «Музей без границ»

15 августа 2025
Театр «Новая опера» и ММОМА представили перфомативно-выставочную программу «Музей в опере / Опера в музее» | Источник: Пресс-служба
Источник:

Пресс-служба

Московский театр «Новая опера» имени Е. В. Колобова и Московский музей современного искусства (MMOMA) представляют первый совместный творческий проект — перформативно-выставочную программу «Музей в опере / Опера в музее». Он начнется в сентябре 2025 и продлится в течение всего сезона 2025/2026.

Концепция проекта

Перформативно-выставочная программа «Новой оперы» и ММОМА основана на идее синтеза искусств. Снятие границ между дисциплинами, сценическим и изобразительным, эфемерным и материальным поможет глубже исследовать траектории современного языка искусств.

Обе институции формируют открытое культурное пространство, в том числе благодаря междисциплинарному подходу и вниманию к различным медиа. Партнерство отражает сходство глубинных ценностей, которые помогают обоим участникам занимать важное место в отечественном культурном ландшафте.

Театр «Новая опера» воплощает принципы, заложенные основателем театра Евгением Колобовым. Он смело шел против устоявшихся традиций, обращаясь к первоначальным версиям опер, создавая свои редакции партитур (вплоть до их «перекраивания»), исполняя неизвестные в России сочинения. Своим творчеством Колобов заявил, что опера — не «музей», а живое пространство современного искусства.

Московскому музею современного искусства близок принцип постоянного развития, трансформации и эксперимента

ММОМА отказался от постоянной экспозиции в пользу динамичных, смелых проектов на основе своей обширной коллекции российского искусства XX–XXI веков. Партнерство с «Новой оперой» и представление на площадке гибридного формата оперы-выставки закономерно для экспозиционной стратегии с исторической точки зрения и оправдано концептуально.

Синтез искусств заложен в основу институции благодаря ее основателю Зурабу Церетели, его творческому методу и философии. Музей уже неоднократно реализовывал проекты на стыке жанров («Генеральная репетиция», «Современник. Начало» и другие). Проект «Музей в опере / Опера в музее» продолжает эту линию междисциплинарного взаимодействия.

Программа

Спектакль Passion («Страсть») и выставка

C 21 по 24 сентября впервые на сцене «Новой оперы» Теодор Курентзис и солисты, артисты хора и оркестра musicAeterna, а также танцевальная труппа musicAeterna Dance представляют постановку Дягилевского фестиваля — оперу Passion («Страсть») Паскаля Дюсапена, режиссер — Анна Гусева. Российская премьера оперы состоялась в 2024 году в Перми.

Паскаль Дюсапен  — один из ведущих современных композиторов Франции. Он учился у авангардистов Оливье Мессиана и Яниса Ксенакиса, начал с экспериментальной, сложной для восприятия музыки, но постепенно смягчил свой стиль.

Модернистский язык его поздних сочинений насыщен интонациями французской речи и фольклора, музыкальными отсылками к эпохе барокко

Passion — седьмая опера Дюсапена. По мнению газеты The Guardian, она входит в топ-20 важнейших сочинений XXI века. Сюжет отсылает к мифу об Орфее и Эвридике, музыка становится своеобразным комментарием к «Орфею» Монтеверди. Обобщенные Он и Она ведут диалог на границе жизни и смерти, пытаясь продлить прощальное мгновенье, а «страсть» и «страдание» неуловимо сменяют друг друга.

Показы оперы Passion будет сопровождать поп-ап выставка, расположенная в фойе театра «Новая опера». Выставка призвана помочь зрителям погрузиться в атмосферу спектакля и процесс его создания. Алексей Трегубов, известный театральный художник, возглавляет работу по этому проекту.

Опера-выставка «Борис Годунов»

В марте 2026 года в MMOMA откроется опера-выставка «Борис Годунов», кураторы — Виктор Мизиано, Георгий Никич. Выставка вдохновлена спектаклем «Новой оперы», в основе которого первая редакция «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского. В современной России именно маэстро Евгений Колобов обратился к этой версии, выступив как новатор в работе с музыкальным материалом.

Кураторы оперы-выставки в ММОМА выступают как режиссеры и дирижеры, создавая поэтическую среду, ускользающую от буквального прочтения. Если в опере зритель дистанцирован от действия, то опера-выставка подразумевает погружение человека внутрь визуально-акустического процесса.

Приглашенные художники создадут работы специально для проекта, которые вступят в диалог с произведениями из собрания ММОМА. Среди приглашенных авторов:

  • Виктор Алимпиев,

  • Александр Бродский,

  • Дмитрий Гутов,

  • Ирина Корина,

  • Константин Звездочетов,

  • Алексей Трегубов,

  • Леонид Тишков.

Опера-выставка будет представлять собой своеобразный непрерывный перформанс, вдохновленный оперой «Борис Годунов» как сложносочиненным палимпсестом из культурных текстов. В экспозиционную ткань будут вплетаться оперные и пластические элементы.

Так, через весь проект пройдет тема творца, олицетворяющего исторические судьбы модернистской традиции: от ее зарождения до постмодернистской деконструкции. И Колобов, и Дюсапен, и Мусоргский, по-разному экспериментируя с музыкальной формой, текстом и другими структурными элементами оперы, размышляли о главных духовных коллизиях и судьбе современного человека.

Серия дискуссий «Между / In between»

Серия дискуссий будет проходить в течение всего проекта, связывая события между собой. Отправной точкой для бесед станет творчество Евгения Колобова, которое можно понимать как начальный импульс деконструкции жанра оперы.

Перед открытием оперы-выставки в ММОМА состоится лекция театроведа, музыкального критика, куратора музыкальных и выставочных проектов, программного директора Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского Дмитрия Ренанского. Героем лекции станет современник Евгения Колобова — Жерар Мортье (1943–2014), легендарный интендант Зальцбургского фестиваля, парижской и мадридской опер, создатель Рурской триеннале.

На другом материале и с помощью других инструментов он делал то же, что и Колобов, — сочинял оперу заново

Важно, что именно Мортье первым открыл пространство оперы для современного искусства, безошибочно пригласив самых значимых художников своего времени. Марина Абрамович, Билл Виола, Илья и Эмилия Кабаковы и многие другие стали соавторами оперных постановок, полностью преобразив сценическое пространство.

РЕКЛАМА