Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

От ткацкого станка к духам леса: Триеннале текстильного искусства и современного гобелена развернулась в «Царицыно»

В музее-заповеднике «Царицыно» проходит пятая Триеннале текстильного искусства и современного гобелена — масштабная международная выставка-конкурс в области ручного ткачества

10 июня 2025
От ткацкого станка к духам леса: Триеннале текстильного искусства и современного гобелена развернулась в «Царицыно» | Источник: Пресс-служба
Источник:

Пресс-служба

В выставке принимают участие 83 художника из России, Беларуси, Ирана, Аргентины, Казахстана. Большинство работ было создано специально для этого события. Тема выставки этого года — «Многообразие связей. Нити, разрывы, соединения». Кураторами выступили Ольга Докучаева и Анна Карганова. Архитектура выставки оформлена бюро PS Culture. Юбилейная Триеннале включает больше экспериментальных работ. Помимо традиционных «плоских» полотен, появились пространственные объекты, заполнившие залы Хлебного дома.

Текстильный бум в искусстве случился на мировой арене гораздо раньше, чем в России. На Венецианской Биеннале в последнее время больше 50% работ сделано с использованием текстиля и различных текстильных техник. По сравнению с прошлой российской Триеннале, значительно вырос интерес к этому жанру среди молодых художников, повысился интерес к созданию объектов с элементами ткачества и текстильных скульптур.

На Триеннале представлено огромное многообразие текстильных работ — и коллажи, это и валяние, и текстильные арт-объекты. И даже работы, сделанные из картона. Художники могли представить работу, сделанную из любого материала. Словом, выставку интересно посмотреть еще и с точки зрения того, как художники экспериментировали — сейчас они смелее и свободнее. С одной стороны ткачество — это дань многовековой традиции, с другой — чистый холст для экспериментов.

Для авторов из других стран характерны и свои черты в работе с текстилем. Так, образ леса имеет для белорусской культуры сакральное значение, что нашло отражение в работе известной художницы этой страны. А Хулиан Пессе из Аргентины привез в «Царицыно» шестиметровую работу «Жаккар», в которой размышляет о роли механических посредников в творческом процессе.

«Души леса. Связи» Христины Высоцкой (Беларусь)

«Души леса. Связи» Христины Высоцкой (Беларусь) | Источник: Пресс-служба

«Души леса. Связи» Христины Высоцкой (Беларусь)

Источник:

Пресс-служба

Христина Высоцкая — художница текстиля, работает в направлении текстильной скульптуры и арт-объекта и не первый раз участвует в российской Триеннале текстильного искусства. Ее работы чаще всего посвящены теме коммуникации между деревьями, изучению леса как системы.

Лес — это иная от привычной человеку реальность. Лес обозначает границу миров и для белорусов обладает сакральным значением: он защищает, напитывает энергией, сохраняет память. Как цифровые сети лес создавал систему связей, объединял всё живое в одно «информационное» поле.Композиция раскрывает мир, где деревья соединены невидимыми нитями — символами энергии и информации. Ручное ткачество превращает их в материю, создавая ткань Вселенной. Но что будет, если эта связь оборвётся?

«Жаккар» Хулиан Пессе (Аргентина)

«Жаккар» Хулиан Пессе (Аргентина) | Источник: Пресс-служба

«Жаккар» Хулиан Пессе (Аргентина)

Источник:

Пресс-служба

Эта работа стала результатом экспериментов на стыке текстиля, полиграфии и двоичной системы счисления. В 1804 году ткач и изобретатель Жозеф Мари Жаккар создал для своих деревянных ткацких станков систему перфокарт, что дало развитие механизму расшифровки сохраненной информации и преобразованию ее в более сложный рисунок.

Жаккардовый станок был своеобразным протокомпьютером, системой, которая работала на перфокартах. К этому революционному изобретению художник и апеллирует в своем арт-объекте. Работа посвящена исследованию глубинной природы ткачества.

«Опасный танец.Триптих» Ксении Тихоновой (Беларусь)

«Опасный танец.Триптих» Ксении Тихоновой (Беларусь) | Источник: Пресс-служба

«Опасный танец.Триптих» Ксении Тихоновой (Беларусь)

Источник:

Пресс-служба

Три танцующие медузы сразу привлекают к себе взгляд. Эти морские создания красивы, но очень опасны. Переплетенные в танце щупальца словно нити, связывающие их, — так они контактируют друг с другом. А человек наблюдает за их жгучем танцем в природе.

Натуралистичные по форме морские обитатели сшиты из хлопка и шерсти, они максимально объемны и как будто приглашают не только наблюдать, но и взаимодействовать с объектом, настолько они кажутся необычными в сочетании природного подобия и мягчайшего исполнения.

«Вместе» Гульшат Джураевой (Казахстан)

«Вместе» Гульшат Джураевой (Казахстан) | Источник: Пресс-служба

«Вместе» Гульшат Джураевой (Казахстан)

Источник:

Пресс-служба

Гобелен — это сложное и многослойное произведение искусства, которое отражает важные идеи и культурные ценности. Он символизирует связь мыслей, чувств и переживаний, как и взаимодействие элементов в природе. Узоры, орнаменты и цвета на гобелене имеют свой смысл и показывают, как человек связан с окружающим миром.

Казахские узоры на гобелене объединяют разные элементы в красивую и гармоничную картину, передавая культурные и духовные традиции народа. Они символизируют единство и общность.

Гобелен учит нас ценить разнообразие и гармонию, понимать свое место в мире и как мы влияем на других людей. Он напоминает, что каждый из нас является частью большого мира.

Триптих «Перемещение» и «Шаги воды» Судэ Дадрас (Иран)

Триптих «Перемещение» и «Шаги воды» Судэ Дадрас (Иран) | Источник: Пресс-служба

Триптих «Перемещение» и «Шаги воды» Судэ Дадрас (Иран)

Источник:

Пресс-служба

Произведения представлены во внеконкурсной программе Триеннале под названием «Микро-точка пересения». Штопка становится отражением человеческого опыта, признанием трудностей и радостей. Превращая старые материалы в нечто новое и красивое, художница передает идею стойкости и обновления и подчеркивает, что даже после травм есть место для новых начинаний.

Глубокая медитация о мимолетности, обновлении и тихой красоте повседневных предметов открывает уникальный взгляд на память материалов и нашу историю.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условияпользовательского соглашения