История создания
Национальный музей ремесел (National Crafts Museum & Hastkala Academy) — это и коллекция исторически значимых артефактов, и современный культурный центр, живой организм, где дыхание традиций все еще свежо и привлекательно для туристов и местных жителей.
Здесь под одной крышей собраны тысячи историй династий со всей Индии — от гималайских предгорий до тропического юга. В этом смысле это музей-посвящение Мастерам, которые превращали и превращают по сей день привычные материалы в настоящие произведения искусства.
Идея музея родилась в 1950-е годы, когда ставшая независимой Индия активно осмысляла свое культурное наследие. Основанный в 1956 году по инициативе Всеиндийского совета по ремеслам, музей стал воплощением мечты Камаладеви Чаттопадхьяй — выдающейся общественной деятельницы, боровшейся за сохранение традиционных искусств. Она стояла у истоков создания музеев кустарных (народных) промыслов и задумывала их как этнографическое пространство, куда ремесленники съезжались бы для работы и обмена опытом.
Первоначально коллекция размещалась в здании Regal Building на Джанпатхе, затем переехала в Thapar House. Свой современный облик музей обрёл в 1991 году, когда президент Индии официально открыл его в новом здании на Прагати Майдан. Архитектор Чарльз Корреа, спроектировавший комплекс (1975–1990), блестяще соединил традиционные элементы — скатные крыши, внутренние дворы (анганы), перфорированные решетки — с современной функциональностью, создав среду, которая сама по себе — экспонат.
А что сейчас?
Сегодня музей, объединенный в 2019 году с Академией ремесел Хасткала, остается одним из крупнейших в мире учреждений такого профиля. Его коллекция насчитывает свыше 33 тыс. экспонатов, представляющих ремесленные традиции 29 штатов и 8 союзных территорий. Помимо выставочной деятельности, музей активно развивает образовательные программы в рамках академии, где ремесленники проходят обучение, адаптируя древние техники к современным запросам.
Однако в 2015 году музей оказался в центре скандала: во время ремонта были закрашены уникальные настенные росписи в стиле Мадхубани, созданные лауреатом премии Падма Шри Гангой Деви. Художница воспроизвела на них традиционную бихарскую свадебную комнату (кохбар гар), которая считались жемчужиной коллекции. Их утрата вызвала волну критики, но также привлекла внимание к хрупкости нематериального наследия. Предполагается, что со временем они могут быть восстановлены.
Главные экспонаты постоянной экспозиции
Невозможно из десятков тысяч музейных предметов выбрать самые-самые. Это и не обсуждается. Но, если судьба приведет вас в Дели и непосредственно в музей ремесел, то вот на что стоит обратить особое внимание.
Коллекция скульптур Бхута — деревянные ритуальные фигуры из Карнатаки возрастом 250–300 лет, духи божеств, легендарных героев, людей и животных, способные защитить от самых разных темных сил.
Текстильная галерея — здесь можно увидеть редкие кашмирские шали из тончайшей шерсти (кани и джамавары — с вытканным орнаментом, душала — состоящие из двух полотен, амли — вышитые) предположительно XVII века, золототканные балучари-сари из Бенгалии, вышитые чумба-румалы и образцы сложнейшей техники узелкового окрашивания гуджаратского бандхани.
Деревенский комплекс — 15 аутентичных построек из разных штатов (например, хижина народа кулу из Химачал-Прадеша), воссоздающих атмосферу сельской Индии с предметами быта.
Галерея придворных ремесел — изысканные произведения, создававшиеся для раджей и навабов: инкрустированное оружие, филигранные украшения, миниатюры на слоновой кости.
Колесница-ратха у входа — деревянная, украшенная резьбой, символ связи ремесла с индуистской религиозной традицией.
5 неожиданных фактов о музее
Уже из истории создания проекта можно догадаться, что для Индии и всего мира он особенный. Свежий синергетический подход делает этот музей живой творческой лабораторией, где никому не скучно и где креатив доступен в самых разных видах. Вот, например, что можно встретить на территории музея:
Музей-деревня: часть комплекса изначально была временной выставкой «Сельская Индия» для Азиатской торговой ярмарки 1972 года, но так понравилась посетителям, что стала постоянной.
Голубятня у входа: декоративные башни для голубей — не просто украшение, а отсылка к традиционной архитектуре Раджастхана и Гуджарата, где такие сооружения считались символом благополучия.
Муралы: каждый месяц разные народные художники расписывают стены музея в стилях варли, мадхубани или гонд, превращая здание в постоянно меняющуюся галерею под открытым небом.
Лаборатория звука: в архиве музея хранятся записи редких песен, которые ремесленники напевают во время работы, — это часть документации нематериального наследия.
Спасенные сокровища: многие экспонаты (особенно ритуальные предметы) попали в музей в рамках программы по сохранению артефактов, которые могли быть утрачены из-за забвения традиций или стихийных бедствий.
Для всех возрастов
Музей стремится быть инклюзивным пространством. Для детей регулярно проводятся мастер-классы по лепке из глины, простой вышивке или росписи. Подростки могут попробовать себя в ткачестве на маленьком станке. Взрослые оценят глубину экскурсий, а пожилые посетители часто ностальгируют, узнавая предметы быта своего детства. Все галереи оборудованы плавными пандусами, а в саду можно отдохнуть в тени деревьев.
Тут проводятся интересные культурные программы, популярные как у самих мастеров, так и у широкой аудитории посетителей. Например, «Ремесленник за работой»: ежедневные живые демонстрации — ткачи, гончары, резчики по дереву создают изделия прямо на глазах у посетителей, а затем их можно купить. Или программа «Наследники»: встречи с молодыми ремесленниками, которые дают древним техникам современное звучание. Или фестиваль «Лохри» (Lohri) в январе — праздник урожая с народными танцами, музыкой и ярмаркой ремесел.
В музее также проходят «текстильные субботы»: лекции о традиционных техниках (икат, патола, каламкари) с участием экспертов и мастеров. И, конечно же, музей — активный участник акции Ночь музеев в Дели: в залах проводят специальные ночные экскурсии при свете масляных ламп, подчеркивающих фактуру экспонатов.
Выездные выставки музея
Коллекция музея неоднократно представляла Индию на международных площадках. Среди заметных проектов: «Живые традиции» в Смитсоновском музее (Вашингтон, 2012) — в рамках фестиваля индийской культуры в США; «Божественное и земное: ремесла Индии» в Национальном музее восточных искусств — Гимэ (Париж, 2018) — акцент на ритуальных артефактах; «Тканые чудеса Индии» в Музее Виктории и Альберта (Лондон, 2015) — выставка, посвященная регионам, текстильным техникам. На ней, к примеру, впервые показали 500-летнюю рубаху-талисман, хранившуюся в запасниках 80 лет и прошедшую сложную реставрацию. На неё каллиграфическим почерком «бихари» нанесены все аяты Корана — такую одежду использовали как сакральную защиту в опасных обстоятельствах. Музей также принимал участие в ЭКСПО-2020 в Дубае с интерактивной экспозицией о современном развитии ремесел.
А в ближайшее время экспонаты из коллекции Музея ремесел в Дели впервые приедут в Москву — на выставку «Индия. Ткань времени», которая откроется в музее-заповеднике «Царицыно» 23 декабря. Помимо индийских фондов можно будет увидеть предметы из лучших отечественных музеев: партнерами проекта стали Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственный Музей Востока, Государственный исторический музей, Музей имени Андрея Рублева, РГУ им. А. Н. Косыгина (всего более 300 экспонатов).
С музейными предметами в экспозиции будут соседствовать образцы из коллекций российских и зарубежных дизайнеров, в которых прослеживается влияние индийского текстиля. Это и будет главная идея выставки — показать не прерывающуюся веками связь традиций и современности.
Семь залов исследуют семь ключевых тем: хлопок, шелк, шерсть, вышивку, окрашивание, орнамент и сари. Кураторы — Людмила Алябьева и Екатерина Шинкарева — выстраивают смелые диалоги между эпохами, помещая старинную миниатюру рядом с портретом XIX века, а традиционный костюм — с работами импрессионистов, выявляя индийский след в самых неожиданных контекстах.
Специально для проекта разработана насыщенная программа: от детских экскурсий и подростковой лаборатории моды до лекций, мастер-классов по окрашиванию тканей и искусству драпировки сари. Выставка открыта до 12 апреля 2026 года.
Национальный музей ремесел — это место, где прошлое не пылится на полках, а живет в стуке молотков, шелесте ткацких челноков и красках, замешанных на специях. Он напоминает: за каждым, даже самым простым предметом, стоит человек, чьи руки помнят вековые навыки, а сердце — легенды своей земли. Это музей-диалог, где каждый может услышать тихий, но настойчивый голос самой Индии. Аналогичного подхода придерживаются и кураторы выставки «Индия. Ткань времени», показывая, что Индия все еще законодательница мод, а традиция все еще жива в современных актуальных коллекциях.
