Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Илья Морозов: «В нашей музыке отражается вся Россия»

На лейбле Butman Music вышел джазовый альбом «Размышления» от коллектива Ильи Морозова и Виктории Кауновой

10 декабря 2025
Илья Морозов: «В нашей музыке отражается вся Россия» | Источник: Ульяна Столярова
Источник:

Ульяна Столярова

Главная особенность пластинки в том, что все тексты песен написаны на русском языке, что довольно редко встречается в джазе. Это стихотворения папы Виктории — Анатолия Каунова, сочиненные 30 лет назад. «Размышления» — это признание в любви бескрайним просторам России на языке джаза — виртуозном и непредсказуемом. Мы поговорили с саксофонистом и солистом Московского джазового оркестра Игоря Бутмана Ильей Морозовым о новом альбоме, путешествиях по России, нейросетях и импровизации.

Как ощущения после презентации? Как публика приняла альбом?

Отлично! И в Москве, и в Санкт-Петербурге зал был наполнен ценителями джазовой музыки и русского языка, многие из них уже послушали наш альбом на стриминговых платформах и были рады услышать полюбившиеся композиции в живом исполнении. Это всегда особая магия.

Расскажите о музыкальной составляющей альбома. Как русская культура соединяется с джазовой музыкой? Есть ли особые приемы, которые вы использовали, чтобы этот симбиоз звучал гармонично?

Работа над этим альбомом заняла довольно много времени. Перед нами стояла серьезная творческая задача: связать авторскую поэзию с лучшими традициями джазовой музыки и сделать это так, чтобы звучание отражало наше видение современной музыки и было актуально для разных поколений. Мы хотели, чтобы музыка и текст дополняли друг друга, подчеркивали глубокий смысл, но при этом сохраняли благозвучность и оставались доступными для восприятия нашими слушателями.

Важной художественной задачей было отразить в музыке красоту нашей природы, широту и чистоту русской души, со свойственными ей страстью и темпераментом. В этом нам помогли воспоминания о беззаботном детстве, бескрайних полях, первых гастролях по нашей стране — впечатляюще большой и богатой лесами и полями, наполненными звуками природы, которые внимательный слушатель обязательно услышит на альбоме. Например, пение ночных сверчков, шепот степей и дуновение ветра. В нашей музыке отражается вся Россия.

Любите ли вы путешествовать по России? В 2024 году вы вместе с Московским джазовым оркестром были в туре по 25 городам России в честь юбилея коллектива. Где вам особенно понравилось? Какие города планируете посетить?

Путешествовать очень люблю! У каждого города свой неповторимый дух, история и особая энергетика. Мне хочется вернуться в каждый город с достаточным запасом времени, чтобы познакомиться поближе, однако даже в туре мне удавалось находить и выделять хотя бы пару часов, чтобы пройтись по центру города, посетить местный музей или прогуляться по безлюдной набережной перед утренним рейсом в следующий город. Так однажды перед репетицией я успел побывать в национальном парке «Красноярские столбы» и посетить местный краеведческий музей, в Хабаровске я встретил рассвет на берегу Амура.

Южно-Сахалинск, Корсаков и Невельск поразили меня своей красотой, первозданностью природы и необузданностью природных явлений: от безоблачной погоды до шторма и тайфуна. В Магадане мне запомнилась набережная бухты Нагаева. Каждая такая поездка незабываема. Очень хочется побывать в Суздале, на Валдае, в Торжке, Териберке, Ханты-Мансийске и Курильских островах.

Джазовый пианист Даниил Борисович Крамер говорит: «Мы играем впечатлениями». Я с ним согласен. Для того, чтобы сыграть что-то новое и интересное необходимо чем-то вдохновиться — новым местом или историей.

​​Чем этот релиз отличается от предыдущих альбомов?

Мы стараемся не ограничивать себя в звуковой палитре и аранжировочных решениях. Наш альбом на русском языке, а значит погружение в музыкальную ткань с точки зрения образного восприятия упрощается, а с точки зрения исполнительских задач — усложняется. У нас получился совершенно новый и нетипичный для нашего творчества материал. Важно, что он не только дышит вместе со слушателем, но и говорит с ним на одном языке.

Здесь звучат и традиционный свинг, и проникновенная баллада, и откровенная лирика, и более запоминающиеся композиции в стиле джаз-рок. В произведениях присутствуют переменные и нечетные размеры, которые отражают ритм жизни современного человека и при этом звучат естественно и лаконично.

В этом году, пожалуй, самый популярный вопрос для музыкантов: сможет ли нейросеть заменить живых артистов? Особенно интересно задать этот вопрос человеку, который занимается импровизационной музыкой. Как вы думаете, нейросеть уже научилась импровизировать? Смогла бы она создать альбом подобный вашему?

Это замечательный вопрос! Для начала нужно вспомнить, как создавались великие музыкальные произведения, как они рождались в умах и сердцах композиторов. Сразу выяснится, что у них была потребность или внутренний порыв — как реакция на какое-то значимое событие. У нейросети, конечно, ни потребности, ни порыва нет. Все, что у нее есть — это большой массив данных. Но вот составление технического или творческого задания для нейросети — это отдельный вид искусства.

Если говорить об исполнительской стороне вопроса, то нужно вспомнить, за что мы любим живые концерты: за личность музыканта, профессионализм и энергетику, состав и тембр музыкальных инструментов, вариативность исполнения и узнаваемое звучание. Исполнителю достаточно взять одну длинную ноту, чтобы слушатель забыл обо всем на свете и растворился в музыке.

Что касается импровизации, нейросеть несложно научить играть аккордовые последовательности и звукоряды, которые им соответствуют. Но в джазовой музыке одна из основных задач каждого участника ансамбля — звучать как можно ярче и интереснее, сохранять остроту аккомпанемента и молниеносно реагировать на предлагаемые другими участниками идеи. Для этого лидер ансамбля приглашает музыкантов, которые, на его взгляд, лучше всего справятся с этой задачей посредством своего профессионализма, жизненного опыта, а иногда и чувства юмора.

За любым произведением искусства чаще всего стоит большая история. Есть ли какая-то история у произведения, созданного с помощью нейросети? Есть ли там отсылки к другим произведениям? А как у нее с двойными смыслами и чтением между строк?

Нейросеть — это всего лишь инструмент с постоянно обновляющимися алгоритмами. С ее помощью можно решать шаблонные задачи и быстро получать сжатые информационные выжимки, требующие редактуры, но пока не более того.

Какие дальнейшие планы? В каких городах России вам бы особенно хотелось представить альбом?

Хочется выступить в каждом городе, где любят джазовую музыку. У нас в стране большое количество джазовых фестивалей, и у организаторов этих проектов все чаще появляется запрос на джаз на русском языке. Уверен, что наша программа станет прекрасным украшением таких фестивалей. После большого тура мы бы впечатлились еще больше и записали бы ещё один альбом.

Впереди у нас еще несколько выступлений в разных составах с различными программами, а 6 января мы традиционно отметим Рождество праздничным концертом в Московском Международном Доме Музыки. На этом концерте состоится официальная премьера новогоднего сингла «Три белых коня» в джазовой аранжировке, который будет создавать праздничное настроение и согревать наших слушателей в течение всех новогодних каникул. До встречи на концертах!

РЕКЛАМА