Лаковая миниатюра — символ мастерства, которое передается из поколения в поколение. Изделия создают с любовью и вниманием к деталям. Они стали частью русской культуры, но имеют глубокие корни в прошлом.
Родиной лаковой миниатюры считается Китай. В России она появилась в XVII веке благодаря торговле с восточными государствами — это были расписные подносы, веера и ширмы.
Расцвет промысла пришелся на XVIII век. При Петре I лаковое дело стали преподавать в Академии художеств, и промысел стал развиваться благодаря мастерам, которые изображали сюжеты, близкие русскому сердцу: чаепития, катания в санях и на телегах, русские волшебные сказки и героические былины. Лаковая миниатюра — культурное наследие России, воплощение традиций и обычаев русского народа. Рассказываем об основных школах этого искусства.
Федоскино
Именно с федоскинских шкатулок пошел на Руси новый промысел. Ему способствовал случай. В конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино купец Петр Коробов выпускал лаковые козырьки для армейских головных уборов, сделанные из папье-маше. Позже на фабрике, налаженной по немецкому образцу, начали делать шкатулки с гравюрами и табакерки, которые вошли в моду.
Новый виток развития случился в середине ХIХ века, после того, как дочь Коробова вышла замуж за Петра Лукутина. Он, как бы сказали сегодня, провел настоящий ребрендинг фабрики. Лукутин заменил гравюры на изделиях из дерева и папье-маше ручной масляной росписью с русскими сюжетами — традиционное чаепитие, сказочные мотивы, сцены сельской жизни.
Лаковой миниатюрой стали украшать шкатулки, бисерницы, ларцы, коробочки, табакерки, солонки, чайницы, рукояти зонтов и тростей, и даже пасхальные яйца. В советское время мастера Федоскино наносили на шкатулки копии картин русских художников. Но главный символ федоскинской лаковой миниатюры — изображение русской тройки.
Федоскинцев отличает многослойный красочный стиль. Перед росписью изделие покрывали светоотражающим материалом, например, сусальным золотом, а масляную краску наносили в три-четыре слоя. Но главный технологический секрет — перед тем, как покрывать шкатулку, лак выдерживали несколько лет на солнце, поэтому готовое изделие после было неимоверно прочным.
Шкатулки часто декорировали особым узором — «сканью» (со старославянского — «скручено, свито вместе») из золотых и серебряных пластинок: когда тонкая металлическая нить или орнамент из кусочков фольги вьется в замысловатом плетении. Кроме того, использовались техники цировки (нанесение рисунка на поверхность) и росписи по перламутру.
Палех
Палехская школа лаковой живописи появилась гораздо позже и выросла из иконописной традиции. После революции иконописец и реставратор из села Палеха Иван Голиков (1887–1937) увидел в Кустарном музее федоскинские шкатулки. Он создал свою миниатюру по их образцу, и работа сразу стала известной.
Вскоре в Палехе — селе Ивановской области, где художники-иконописцы работали еще с XVIII века, начали выпускать собственные изделия. По предложению писателя Максима Горького открыли музей при «Артели древней живописи». Художники создавали расписные ларцы, шкатулки, чайницы, табакерки и пудреницы, броши и портсигары. Знаменитые золотистые образы на черном фоне рассказывали сказки, песни и былины, сохраняя утонченность русской иконы. На ларцах изображали жанровые сценки, картинки деревенского быта и пейзажи.
От иконописи в палехскую лаковую миниатюру перешел метод письма темперными красками, привычная композиция архитектуры и пейзажа, линейный рисунок красками и твореным золотом. В Палехе издавна писали темперой на яичном желтке, чтобы добиться глубины, стойкости и светоносности. Все изделия расписывали тонкими беличьими кистями ручной работы. Сухие краски разводили уксусом, квасом или даже дождевой водой.
Для палехского стиля характерны вытянутые фигуры персонажей, тщательно выписанные мелкие детали и орнаментальное богатство всего рисунка.
Мстёра
Село Мстёра во Владимирской области известно своими мастерами Богоявленского монастыря. Они писали миниатюрные иконы — «мелочные письма». С XIV века Мстёра стала одним из центров русской иконописи наряду с Палехом и Холуем.
В 1920-е годы, когда иконопись оказалась под запретом, художники переключились на лаковые миниатюры и начали изображать в них жизнь русской деревни. Они делали расписную мебель и настенные панно. Сначала мастера работали темперой по дереву, а позже стали выпускать лаковые шкатулки, которые быстро нашли своего покупателя. При этом они сохраняли иконописные традиции и добавляли элементы голландского пейзажа и персидских орнаментов. Из-за этого изделия получались особенно нарядными.
Ключевые цвета мстерской росписи — зеленовато-голубой, охристо-желтый и красный. Черный почти не используют. Коробочки, копилки, пудреницы, шкатулки расписывают темперой и покрывают лаком. Готовому рисунку придают объем с помощью бликов: их наносят белилами и сусальным золотом.
Холуй
Лаковая миниатюра Холуя зародилась в Ивановской области, в старинной слободе, которую когда-то даровали князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от поляков. Предки местных мастеров писали иконы для Троице-Сергиевой лавры, а также маленькие паломнические образки. Над такими иконами работали и монастырские художники, и сельские живописцы из Холуйской слободы.
После революции мастера, как и палехские художники, начали расписывать шкатулки, ларцы, пудреницы и миниатюрные игольницы. Иконописную школу тогда преобразовали в художественную артель. На новых изделиях изображали пейзажи, исторические сцены и фольклорные мотивы.
Стиль холуйской миниатюры отличается лаконичностью и объемностью, крупными планами и небольшим количеством деталей. Миниатюры обрамляли орнаментом из сусального золота с добавлением вишневой смолы. Само золото полировали кусочком шлифованного агата. В изображении золотом выделяли только небесные светила, церковные купола и кресты. Основные тона росписи — красно-коричневые и сине-зеленые, а грунтовку создавали из смеси льняного масла, глины и сажи.
В Холуе основное внимание уделяли изображению человека. Здесь он гиперболически монументален, как суровый «Вещий Олег» или грациозная «Снегурочка», отчаянный «Степан Разин» или могучий «Святогор-богатырь».
О выставке в «Новом Иерусалиме»
«На новой выставке представлено все разнообразие русской лаковой миниатюры, вся многогранность этого промысла, — рассказывает директор музея „Новый Иерусалим“ Анна Антипенко.
Куратор выставки Людмила Пирогова объясняет структуру экспозиции: «Первый зал представляет жизнь нашего народа через призму XVIII–XIX веков. Наша связь с предками и их обычаями. Второй зал посвящен битвам, смутному времени и советскому периоду. Третий зал представляет современное развитие традиции. Главная идея выставки — верность традициям, заветам наших предков и единение».
В проекте участвуют Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Ивановский областной художественный музей, Государственный музей Палехского искусства, Государственный музей Холуйского искусства, Объединенный мемориально-художественный музей-заповедник «Усадьба „Мураново“ имени Ф. И. Тютчева и частные коллекционеры.
