Живут в кипятке миллионы лет и лакомятся нефтью: что нам известно о самых живучих существах на Земле?

«Микроб не гризли, ошейник не наденешь», — говорят о термофилах биологи. Но собрать данные о них все же удалось

30 августа 2022
Буровая установка для добычи нефти посреди океана
Rusdi Sembak / Alamy

Канадские микробиологи из университета Калгари обнаружили теплолюбивых бактерий, которые обычно живут глубоко под землей в горячих породах и питаются нефтью. Оказалось, что они просачиваются в Мировой океан через трещины на дне, путешествуют по течению и впадают в анабиоз на миллионы лет.

Ученые утверждают, что 45% всех микробов планеты живут в так называемой глубинной биосфере. Несмотря на то, что это почти половина нашего микромира и самая обширная среда обитания на Земле, о них очень мало известно. Только то, что они теплолюбивы, а точнее, предпочитают места погорячее, питаются углеводородами и энергией химических процессов.

Причина такой загадочности проста: специалисты сетуют, что микроб не медведь гризли, на него не надеть радиоошейник, чтобы отслеживать все перемещения. Поэтому микробиологи из Университета Калгари использовали комбинацию акустических исследований, геохимии и генетического анализа.

С помощью гидролокатора команда нашла участок с трещинами морского дна юго-западнее Новой Шотландии. К месту были организованы три экспедиции, с исследовательского корабля на дно опускали трубу, чтобы взять пробы — всего четырнадцать «черпаков» грунта и околодонной грязи.

Теплолюбивые бактерии (термофилы) от холода впадают в подобие спячки. Чтобы обнаружить их активность, ученым пришлось «разбудить» их, нагрев до 80 градусов по Цельсию. Это тоже одна из удивительных особенностей таких бактерий, отмечают авторы.

Кейси Хьюберт

«В то время как подобные условия убьют большинство наземных микробов, эти споры просыпаются и начинают „веселиться“. Некоторые из них могут оставаться жизнеспособными во враждебной среде в течение тысяч и, вероятно, даже миллионов лет».

Science Advances

После того как споры вернулись к жизни, исследовали изучили фрагменты их ДНК. Генетический анализ показал, что микробы из образцов с нефтью отличались от микробов из проб без углеводородов. Первые имели гены, позволяющие им расщеплять и перерабатывать нефть, получая для себя энергию. Точно такие же бактерии были обнаружены на глубине тысяч метров под землей в скважине на нефтяном месторождении.

Это подтвердило догадки ученых, что на дне шельфа обитают представители глубинной биосферы, которые были перенесены туда через трещины вместе с нефтью. Процесс просачивания спор может длиться сотни лет, накапливая подземных жителей на поверхности морского дна.

Однако, по словам биологов, путешествие микробов на этом не заканчивается. По данным более ранних исследований, генетически подобные виды бактерий, поедающих нефть, обнаруживали в других частях океана, за тысячи километров от мест с возможными утечками нефти. Авторы предполагают, что заснувшие в морском холоде споры уносит течениями в другие места.

Так они могут плавать длительное время, а потом проснутся где-то далеко от места «побега» из-под земли. Если повезет «высадиться» поблизости от нефтяного месторождения, бактерии могут выйти из спячки. В противном случае, оседая на морское дно, споры становятся частью отложений и в течение миллионов лет постепенно опускаются на более теплые глубины, где… снова оживают. По словам микробиологов, это самые устойчивые формы жизни, которые мы знаем.