Жирный сом, слепая саламандра и паук-чечеточник: 25 самых разыскиваемых видов на планете

Их давно не встречали, однако опыт прошлых лет показывает, что шанс на повторное открытие все-таки есть

В 2017 году американская зоозащитная организация Re: wild запустила свою программу спасения биоразнообразия. С тех пор восемь из 25 самых разыскиваемых видов были открыты заново. Их место в списке разыскиваемых заняли новые виды, не менее редкие и причудливые. Среди них — саламандра, которую видели только раз в истории, португальский паук, отбивающий перед самкой чечетку, и бразильское дерево, которое не видели уже 184 года.

Marko Nikolic Photography / Getty Images

1. Жирный сом

Небольшого сома Rhizosomichthys totae в последний раз видели 65 лет назад, в 1957 году. Научное описание необычная рыбка получила всего за 15 лет до этого, причем за это время ее встречали лишь девять раз. Сомик был найден в озере Тото, расположенном на высоте около трех километров в колумбийской части Анд.

Местные жители называли рыбку Pez Graso, что можно перевести как «жирная рыба», и иногда использовали ее жир в качестве топлива для ламп. Сома также объявила в розыск благотворительная организация Synchronicity Earth, которая совместно с Re: wild составила программу по поиску потерянных видов рыб. Экспедиции по поиску сома Rhizosomichthys totae начнутся в 2022 году.

Рисунок, изображающий примерный облик сома Rhizosomichthys totae
Apokryltaros, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

2. Тоголезская мышь

Мышь Leimacomys buettneri была обнаружена в 1890 году в Того. С тех пор ее никто не видел. Известно лишь, что представители этого вида питаются насекомыми. Ученые предполагают, что «неуловимая» мышь может обитать и не в Гане, но две экспедиции, проведенные в 1990-х годах, не нашли грызуна.

Впрочем, небольшая надежда на то, что долгожданная встреча может состояться, все-таки есть. Охотники в Гане рассказывали, что встречали похожую мышь 11 лет назад. Однако исследователи опасаются, что сокращение тропических лесов в Западной Африке может стать причиной полного исчезновения вида.

3. Карликовая хутия

Эндемик острова Куба, карликовая хутия (Mesocapromys nanus), в последний раз попадала в поле зрения исследователей в 1937 году. Спустя 40 лет ученые нашли только следы жизнедеятельности этого грызуна, похожего на морскую свинку.

Возможно, небольшая группа хутий все еще обитает в отдаленном уголке Кубы. Ученые считают, что численность крошечных хутий на Кубе могла существенно сократиться из-за инвазивных видов, например, черных крыс. К тому же среда обитания редких грызунов пострадала от рук человека и случайных пожаров.

4. Южный кокако

Новозеландские скворцы Callaeas cinereus, ранее обитавшие на Южном острове, входят в десятку самых разыскиваемых птиц Search for Lost Birds по версии американской организации по охране птиц American Bird Conservancy.

В последний раз Южного кокако (так еще называют представителей этого вида) встречали в 2007 году, что делает этих птиц последним исчезнувшим видом в списке 25 самых разыскиваемых. Предыдущая встреча состоялась в 1967 году. Орнитологам особенно запомнилась меланхоличная трель южных кокако, напоминающая звуки флейты и органа.

Paul Louis Oudart, Public domain, via Wikimedia Commons

5. Белая слепая саламандра

Еще один потерянный вид, представителей которого все еще надеются отыскать ученые, — белая слепая саламандра Eurycea robusta. Эту саламандру видели всего один раз, в 1951 году. Тогда четырех особей обнаружили в штате Техас рабочие, копавшие траншею в пересохшем русле реки.

Исследователи, однако, полагают, что этот вид вполне мог сохраниться до наших дней.

6. Паук-чечеточник

Паук Nemesia berlandi впервые был описан в 1931 году, когда на территории Португалии было поймано две самки. Позднее выяснилось, что самцы этого вида отбивают чечетку, чтобы впечатлить самок. В 2021 году ученые заметили похожих пауков на территории страны. Будущие экспедиции позволят выяснить, действительно ли это те самые пауки или просто похожий вид.

7. Таинственный гриб

Гриб Austroomphaliaster nahuelbutensis из семейства рядовковых является первым представителем царства грибов, который фигурирует в списке 25 самых разыскиваемых исчезнувших видов. Этот эндемик горного хребта Кордильера-де-Науэльбута в Чили впервые был описан в 1988 году. Данных об этом организме практически нет.

8. Бразильский остролист

Остролист Ilex sapiiformis ускользает от ученых почти два столетия. В первый и последний раз растение встречали в 1838 году в Бразилии. Считается, что этот остролист растет в одном уголке леса, протянувшегося вдоль атлантического побережья Южной Америки. Возможно, там он и ждет повторного открытия группой настойчивых исследователей. Правда, с момента прибытия в Южную Америку первых колонистов площадь атлантического леса сократилась более чем на 85%.

9. Проехидна Аттенборо

Проехиидна Аттенборо (Zaglossus attenboroughi), названная в честь знаменитого натуралиста и ведущего Дэвида Аттенборо, в международной Красной книге значится как вид, находящийся под угрозой исчезновения. Однако вот уже 61 год это загадочное яйцекладущее млекопитающее не встречалось ученым.

Впрочем, свидетельства жителей Новой Гвинеи дают надежду, что неуловимая ехидная все еще обитает в регионе. Вид относится к и без того скромному по численности семейству однопроходных.

@aureliesweeklies / Instagram (запрещенная в России экстремистская организация)

10. Облачная крыса

Крыса Crateromys paulus известна по единственному экземпляру, купленному в 1953 году на рынке филиппинского острова Илин и подаренному Смитсоновскому музею естествознания.

Вид оказался настолько неуловимым, что даже местные жители ничего о нем не знают. Ученым ничего не известно ни о среде обитания, ни об образе жизни этого грызуна. В попытке отыскать облачную крысу недавно на острове поставили фотоловушки.

11. Индонезийский древесный кенгуру

Относящийся к роду древесных кенгуру Dendrolagus mayri до недавнего времени был известен по единственному экземпляру, найденному в 1928 году в горных лесах Западного Папуа (Индонезия) на высоте около 1600 метров.

Лишь 90 лет спустя один турист смог сделать в этом районе нечеткие снимки животного, очень похожего на неуловимого кенгуру. Теперь представители Re: wild совместно с Оксфордским университетом готовятся к экспедиции в Западное Папуа в надежде отыскать загадочного зверя.

12. Златокрот Винтона

Эндемик Южной Африки(Cryptochloris wintoni) из семейства златокротовых не встречался с 1936 года. Златокротовые похожи на знакомых всем кротов, но имеют ряд уникальных характеристик. Например, они выделяют масляный секрет, который придает их меху особый блеск.

На сегодняшний день известен 21 вид золотых кротов, однако Cryptochloris wintoni оказался самым неуловимым. В прошлом году ученые собрали более 100 образцов почвы на северо-западном побережье Южной Африки в попытке обнаружить ДНК животного. Исследование пока не завершено.

13. Красный колобус мисс Уолдрон

Вид Piliocolobus waldronae относится к роду красных колобусов из семейства мартышковых. В последний раз представителей этого вида наблюдали в 1978 году в Кот-д’Ивуаре.

После многочисленных неудачных попыток отыскать этих животных вид едва не объявили вымершим. Но в 2000 и 2001 годах появились свидетельства охотников о встречах с этими приматами. Возможно, будущие экспедиции смогут обнаружить представителей этого вида.

14. Ассамская летяга

Этот неуловимый вид летяг (лат. Biswamoyopterus biswasi) до сих пор известен только по одному экземпляру, обнаруженному в 1981 году в национальном парке Намдапха на северо-западе Индии. С тех пор ученые не теряют надежды отыскать других представителей вида, предполагая, что редкие летяги обитают в сухих лиственных горных лесах вдоль ручьев.

Индийская неправительственная организация по защите дикой природы «Аараньяк» ведет поиски ассамской летяги. Специалисты надеются обнаружить зверьков по блеску глаз, освещая верхушки деревьев прожекторами в ночное время.

15. Гималайская куропатка

Вид Ophrysia superciliosa впервые был описан в 1846 году, но вскоре исчез из поля зрения ученых. Эти птицы встречались только в двух местах в Индии, и сейчас гималайская куропатка входит в десятку самых разыскиваемых птиц по версии программы «Поиск потерянных птиц» некоммерческой организации American Bird Conservancy.

P: Dougalis, Public domain, via Wikimedia Commons

16. Новозеландская большая короткохвостая летучая мышь

Вид Mystacina robusta обитал на Северном и Южном острове Новой Зеландии, но к моменту прибытия европейцев (около 200 лет назад) популяция уже достаточно сильно сократилась.

Нашествие завезенных на острова крыс привело к исчезновению вида в 1963 году. С тех пор было лишь несколько неподтвержденных наблюдений этих летучих мышей. В 1999 году ученые зафиксировали эхолокационные звуки, похожие на те, что издают летучие мыши Mystacina robusta.

Чучело летучей мыши Mystacina robusta
Auckland War Memorial Museum, CC BY 4.0, via Wikimedia Commons

17. Алая жаба-арлекин

Обитавшая в Венесуэле жаба-арлекин (Atelopus sorianoi) не встречалась с 1990 года. Ученые считают, что по популяции сильно ударили грибки хитридиомицеты, вызывающие инфекционное заболевание амфибий. Повторное открытие этого вида могло бы стать ключом к лучшему пониманию того, как виды восстанавливаются после хитридиомикоза.

18. Розовоголовая утка

Вид уток Rhodonessa caryophyllacea, обитающий в Юго-Восточной Азии, считался редким с момента открытия, в 1949 году этих уток последний раз видели в дикой природе.

Неподтвержденные сообщения о наблюдениях розовоголовой утки в 2006 году побудили защитников природы продолжать поиски, которые, впрочем, пока не увенчались успехом.

Henrik Grönvold (1858–1940), Public domain, via Wikimedia Commons

19. Отшельниковый коралл Веллингтона

До 1982 года эндемик Галапагосских островов, коралл Rhizopsammia wellingtoni, не считался таким уж редким. Однако явления Эль-Ниньо (колебание температуры поверхностного слоя воды в Тихом океане) 1982 и 1983 годов уничтожили большинство колоний этого вида.

Тогда осталось всего два участка, где сохранились эти кораллы, но после 2000 года даже в этих местах ученые не находили Rhizopsammia wellingtoni.

20. Бычьешеий морской конек

Коньков из вида Hippocampus minotaur последний раз видели в 1996 году у берегов Австралии. Ученые считают, что эти коньки обитают в песчаных отложениях на дне океана, на глубине около 100 метров. Однако у специалистов нет информации ни о численности популяции, ни об особенностях жизненного цикла или поведении этих животных.

Самец Hippocampus minotaur
Martin Gomon / Museum Victoria, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

21. Амильтемский кролик

Эти кролики, вероятно, обитают в горах Сьерра-Мадре-дель-Сур (Мексика). Вид Sylvilagus insonus известен всего по четырем экземплярам, причем ​​последний — это просто шкурка, подаренная ученым местными охотниками в 1998 году. Живого кролика последний раз видели в начале XX века.

Кролики пострадали из-за охоты и сокращения среды обитания. Исследователи уже предпринимали попытки отыскать амильтемских кроликов, но пока не смогли получить доказательства того, что этот вид все еще существует. Поиск продолжится в 2022 году.

22. Индокитайская ночная акула

Акулы из вида Carcharhinus hemiodon в длину не превышают метра. Некогда этот вид обитал в прибрежных водах Юго-Восточной Азии. О жизни индокитайских ночных акул практически ничего не известно. В 2019 году в отдаленной рыбацкой деревне на Шри-Ланке была обнаружена и сфотографирована похожая особь. Однако о повторном открытии говорить пока рано: убедительных доказательств у исследователей пока нет.

J.A.F. Garrick, Public domain, via Wikimedia Commons

23. Сырдарьинский лопатонос

Один из самых маленьких видов осетровых в мире, сырдарьинский лопатонос (Pseudoscaphirhynchus fedtschenkoi) является эндемиком реки Сырдарья. В прошлом он водился в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане. Его длина составляет всего около 30 сантиметров. Осетр занесен в Красную книгу Казахстана с 1978 года, а также изображен на почтовых марках.

Исследователям известно, что осетр мог выходить в опресненные участки Аральского моря. Однако с 1973 по 2000 год водоем сократился более чем на 60%, а антропогенное влияние на Сырдарью значительно возросло. Все это снижает шансы редкого вида на выживание. Сырдарьинский лопатонос также входит в десятку самых разыскиваемых пресноводных рыб по версии совместной программы Re: wild и Shoal.

Сырдарьинский лопатонос на таджикской марке

24. Синский попугай

Вид попугаев Pyrrhura subandina был открыт в 1949 году в долине Сину на севере Колумбии. С тех пор предпринимались неоднократные попытки отыскать и изучить красивую тропическую птицу.

В общей сложности были получены данные о 18 особях из четырех локаций, однако на сегодняшний день тропический лес вырублен в двух из этих районов. Исследователи считают, что в природе могло сохраниться не более 50 особей этих попугаев.

25. Серебристый варан

Зоологи также разыскивают серебристого варана (Varanus zugorum). В 1980 году на Молуккских островах в Индонезии было обнаружено лишь два представителя этого вида. С тех пор в руки к ученым варан не попадал, хотя местные жителя сообщают, что изредка встречают похожих ящериц.