В поисках жилья

Во многом интерес первобытных охотников и собирателей к темному миру недр земли был обусловлен естественным желанием найти достойное укрытие. Конечно, конструкции по типу шалаша были неплохим спасением от дождя и ветра, но все-таки хотелось обрести нечто более прочное. Благо природа предоставляла своим детям такую возможность: гиены, пещерные львы, волки, медведи нередко обустраивали свои логовища в пещерах и отлично себя чувствовали. Вот и человек следовал примеру грозных хищников. Не исключено, что при этом ему приходилось «выгонять» из пещерных жилищ прежних хозяев.

Археологи изучили сотни, если не тысячи, разнообразных пристанищ древних людей в пещерах. Многие из таких подземных домов стали известными на весь мир. Например, пещерный комплекс Чжоукоудянь (на фото в галерее выше) в Китае вошел в историю как место, где были найдены останки синантропа, или «пекинского человека», и около 100 тыс. фрагментов каменных орудий. Возраст находок составляет от 256 до 594 тысяч лет. Примечательно, что при раскопках были зафиксированы кучи золы, обожженные кости, которые рассматриваются как свидетельство использования (но не добычи!) огня. Долгое время шестиметровый слой золы, выявленный в Чжоукоудяне, археологи рассматривали в связи с тем, что синантропы поддерживали огонь на протяжении многих лет. Сейчас образование знаменитого слоя связывают с естественными причинами. К сожалению, кости синантропов были утрачены во время Второй мировой войны, но сохранились их замечательные слепки.

В качестве жилищ использовали пещеры и неандертальцы. Символично, что в 1856 году в гроте Фельдгофер, что в долине Неандер в Германии, в ходе взрывных работ рабочие нашли странные кости и передали их учителю и любителю естествознания Иоганну Фульроту. Тот понял, что ему в руки попали останки древнего человека. Чуть позже мир узнал о неандертальцах. Правда, не все ученые сразу признали их, но дальнейшие поиски и открытия заставили признать, что в одно время с мамонтами и носорогами жил особый вид человека, даже заядлых скептиков. Так как многие находки неандертальских костей и следов деятельности были сделаны в пещерах, то в массовом сознании укоренился образ примитивного, грубого человекообразного существа с дубиной, несущего кусок мамонта в сырое, неуютное подземное жилье. Вопреки расхожему представлению, неандертальцы были умелыми охотниками, заботились о стариках, и у них, вероятно, существовали зачатки религиозных верований. Да, они отличались от нас. Но, судя по реконструкциям, если бы неандертальца вдруг удалось оживить и прилично одеть, то он вполне мог бы затеряться в толпе московского метрополитена.

Следы скорби и веры

Кстати, возможно, неандертальцы, или даже их предки создавали первые кладбища и хоронили умерших сородичей в пещерах. Например, в пещере Сима-де-лос-Уэсос в Испании найдено более 5000 человеческих костей (пренеандертальцев). Ученые отмечают, что попасть в пещеру крайне затруднительно, потому вряд ли она могла служить жилищем, а вот местом упокоения — запросто.

Фото №7 - Жилье, святилище, могила: как первобытные люди использовали пещеры
Предположительно, погребальная камера в пещерном комплексе неподалеку от коммуны Финале-Лигуре на северо-западе Италии
Фото
Legion-Media

В пещерах Ля-Ферраси, Ля-Шапелль-о-Сен, Ле-Мустье, Шанидар, Амуд, Тешик-Таш и многих других были обнаружены неандертальские погребения. Обычно это неглубокие, 30–40 сантиметров, углубления, в которых покоятся кости. В отдельных случаях рядом с умершими лежат каменные орудия. Справедливости ради стоит заметить, что не все археологи видят в таких артефактах связь с ритуалами погребения. Так, в известном погребении из пещеры Шанидар было найдено огромное количество пыльцы, причем тысячелистника, василька, крестовника, алтея — не просто красивых, но еще и лекарственных растений. Археолог Ральф Солецки предположил, что неандертальцы положили в могилу почившего родственника цветы совсем не случайно.

Советский археолог Алексей Окладников в 1938–1939 годах при раскопках грота Тешик-Таш в Узбекистане обнаружил погребение неандертальского ребенка. Ученого поразило то, что у могилы по кругу были расположены пять пар рогов горных козлов. По мнению Окладникова, положенные определенным способом рога свидетельствуют о строгой последовательности действий и целом мире ритуальных представлений неандертальцев. 

Заря искусства

В 1879 году году испанский аристократ и любитель археологии Марселино де Саутуола обследовал в своих владениях пещеру, в которую ранее угодила собака местного охотника. Как и подобает охотнику за древностями, де Саутуола вел раскопки, а его маленькая дочь бродила по пещере и заметила на ее сводах красочные изображения животных. В какой-то момент она позвала отца: «Папа, смотри — быки!» С этой ставшей впоследствии легендарной фразы началась история изучения палеолитического пещерного искусства:

+2

Дона Саутуолу, а также других людей, посещавших Альтамиру (так назывался пещерный комплекс, примеры наскальной живописи из которого приведены в галерее выше) поразили запечатленные доисторическими мастерами бегущие бизоны, лошади, могучий кабан, ревущий олень. Все животные были показаны в движении и выглядели весьма реалистично. Художники, рисовавшие их, использовали неровности пещеры, чтобы лучше передать объем, силу и грацию зверей. Великий мастер Пабло Пикассо, увидев в Альтамире творения своих в некотором смысле предшественников, заявил, что «никто из современных художников не смог бы написать подобное».

В 1940 году французские подростки открыли пещеру Ляско (Ласко), в которой обнаружили не менее чудесные изображения: среди зверей были лошади, бизоны, олени, мамонты и раненный бык рядом с поверженным им птицеголовым человечком. Помимо рисунков, в пещере были найдены и гравировки. На стенах Ляско нашлись и «истоки мультипликации»: художники, стремясь создать иллюзию движения, пририсовали лошадям «лишние» ноги в разных фазах хода.

Есть и другие знаменитые подземные галереи каменного века — Нио, Труа-Фрер, Комбарель, Фон-де-Гом, Руфиньяк, Капова пещера. В них можно увидеть не только фигуры животных, но и геометрические знаки, черточки, отпечатки рук, образы людей и людей-зверей. 

Вполне вероятно, пещеры с шедеврами первобытного искусства были святилищами, местами совершения обрядов. Неслучайно же художники трудились вдали от входов, в потайных залах, куда не попадал солнечный свет. Именно там, во мраке подземелий, при тусклом свете примитивных светильников и плясках теней рождалось чудо человеческого духа.