Жаропонижающее для растений: ученые выяснили, какую пользу приносит природный аспирин

Открытие может улучшить выживаемость растений в условиях глобального потепления

14 июля 2022

Исследователи из Калифорнийского университета в Риверсайде (США) выяснили, что растения могут вырабатывать салициловую кислоту, производной которой является аспирин (ацетилсалициловая кислота), чтобы пережить жару или засуху. Статья, посвященная этому исследованию, была опубликована в журнале Science Advances.

UCR/Stan Lim

Содержащие салициловую кислоту растения использовались в медицине в качестве обезболивающего задолго до изобретения аспирина. Еще древнегреческий целитель Гиппократ отмечал полезные свойства этих лекарственных растений при лихорадке и боли.

Авторы нового исследования захотели выяснить, почему и каким образом растения производят салициловую кислоту. Оказалось, что триггером для выработки этого вещества служат активные формы кислорода (АФК). Их вырабатывают не только растения, но и все живые организмы в ответ на стресс окружающей среды. Например, кожа человека может вырабатывать АФК, реагируя на солнечные лучи, что приводит к появлению веснушек и солнечных ожогов.

В ходе экспериментов растения реагировали на яркий свет изменением цвета листьев
Jin-Zheng Wang / UCR

Иногда организм рассматривает умеренные концентрации АФК в качестве экстренного сигнала и начинает выработку салициловой кислоты. В ходе экспериментов ученые обнаружили, что такие факторы как жара, солнце и засуха заставляют клетки растения арабидопсис (Arabidopsis thaliana) из семейства капустных вырабатывать молекулы MEcPP. По мере увеличения их концентрации растение начинает производить салициловую кислоту, защищающую важные для фотосинтеза хлоропласты и органеллы.

Ученые надеются, что их исследование пригодится в борьбе с последствиями изменения климата — открытие может помочь вывести более устойчивые к засухе виды растений.

Использованы материалы: UCR