«Здесь птицы не поют»: в России нашли способ озеленить «мертвую» землю рядом с заводами

В этом ученым помогли промышленные отходы

28 мая 2022
Susan Liebold / Alamy

Российские исследователи смогли восстановить почвы вокруг комбината цветной металлургии в Субарктике. В этом им помог термоактивированный минерал серпентин, полученный из отходов горнодобывающей промышленности.

Серпентин представляет собой водный силикат магния, химический состав и кристаллическая структура позволяют ему иммобилизировать (по сути захватить и обездвижить) тяжелые металлы. Серпентин активируют обжигом при температурах 500-700°С. Кристаллическая решетка частично разрушается, структура становится менее стабильной, но при этом повышается химическая активность и способность к нейтрализации токсичных соединений тяжелых металлов.

Экспериментальные участки застелили рулонным газоном: такой метод посадки продиктован суровыми климатическими условиями пустоши и сильным ветром, иначе трава просто не смогла бы прорасти.

Общий вид экспериментальных участков в начале десятого вегетационного периода и их заселение аборигенными видами
Slukovskaya et. al / Environ. Geochem. Health, 2022

На контрольном участке высаженная растительность погибла уже в первый сезон. На экспериментальном полигоне в первые пару лет злаки развивались слабо из-за высокой щелочности почвосмеси, однако через время она немного снизилась, растения начали не только активно расти, но и распространяться за пределы изначальной территории.

Медленная скорость растворения серпентинов позволяет этим минералам долгое время сохранять щелочные свойства, что необходимо для длительной защиты экосистем от токсических загрязнений комбината.

Полевой эксперимент проводится менее чем в километре от действующего предприятия и продолжается уже десять лет. За это время удалось снизить содержание подвижных токсичных веществ до 20% от исходного значения.

«В многолетнем эксперименте мы продемонстрировали эффективность подхода к восстановлению сильно загрязненных почв с использованием термоактивированного серпентина. Его применение даже в небольших количествах позволяет не только связать загрязняющие вещества и предотвратить их распространение на новые территории, но и восстановить растительный покров на территориях, которые пострадали от техногенного воздействия».

Основа промышленности Арктической зоны России — добыча и переработка полезных ископаемых. Вокруг крупных комбинатов были построены города, например, Норильск, Заполярный или Мончегорск, однако многолетняя работа производств сильно загрязнила экосистемы и привела к образованию пустошей. В почве накопились тяжелые металлы, растительный покров деградировал, а где-то и вовсе исчез.

Результаты работы опубликованы на страницах журнала Environmental Geochemistry and Health.