Заживает втрое быстрее: найден способ ускорить лечение ран с помощью электричества

В перспективе это может спасти тысячи жизней

18 апреля 2023

Если раны, несмотря на любое лечение препаратами, не подают признаков заживления, они считаются хроническими. Возникают они из-за нарушения обмена веществ, а в крайних случаях могут привести к ампутациям.

Science Brush | Hassan A. Tahini via EurekAlert

По словам ученых, способность к заживлению ран чаще всего нарушена у людей с диабетом, травмами позвоночника или плохим кровообращением. И новый метод, разработанный группой исследователей из Чалмерса и Фрайбургского университета, должен существенно облегчить им жизнь, а зачастую и спасти ее. Этот метод, описанный в журнале Lab on a Chip, использует электрическую стимуляцию для ускорения процесса заживления.

Исследователи исходили из старой гипотезы о том, что электрическая стимуляция поврежденной кожи может использоваться для заживления ран. Опираясь на нее, ученые выдвинули такую идею: клетки кожи являются электротактическими, соответственно, они направленно «мигрируют» в электрических полях. Это означает, что если в чашку Петри с клетками кожи поместить электрическое поле, они перестают двигаться беспорядочно и начинают двигаться в одном направлении. Вооружившись этим принципом, ученые проверили свою теорию на искусственной коже.

«Чтобы точно изучить, как это работает на ранах, мы разработали своего рода биочип, на котором мы культивировали клетки кожи, в которых затем делали крошечные раны. Затем мы стимулировали одну рану электрическим полем, и она заживала в три раза быстрее, чем рана, заживающая без электростимуляции», — рассказала доцент кафедры биоэлектроники в Технологическом университете Чалмерса, руководитель исследовательского отдела проекта Мария Асплунд (Maria Asplund).

После этого ученые имитировали диабет в клетках кожи и снова проверили свой метод. И он опять показал высокий результат. Сейчас исследователи намерены разработать концепцию, позволяющую «сканировать» раны и адаптировать стимуляцию в зависимости от конкретной раны. Результатом этой работы должны стать изобретения, которые будут эффективны для каждого отдельно взятого человека. Кто знает, может, им пригодится исследование физиков, которые ранее заставили мертвые бактерии вырабатывать электричество.