Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Загадка Франклина: что не так с иллюстрациями опыта по «добыче электричества» из тучи?

На картинах есть как минимум пять нестыковок

23 мая 2023
Загадка Франклина: что не так с иллюстрациями опыта по «добыче электричества» из тучи?
Источник:
Niday Picture Library / Alamy

Изучая открытия прошлого, исследователи обращают внимание на каждую деталь. В ход идут даже иллюстрации, на которых изображены первооткрыватели во время своих опытов. Но не всем этим рисункам, как выяснилось, можно верить.

Научный сотрудник Бразильского федерального университета ABC в штате Сан-Паулу Брено Арсиоли Моура проанализировал семь разных изображений известного эксперимента, в котором Бенджамин Франклин запускал в грозовое облако воздушного змея, чтобы добыть электричество. В статье, опубликованной в журнале Science & Education, Моура обратил внимание на несколько деталей:

  • для успеха эксперимента на змее должна быть закреплена стальная проволока;

  • экспериментатор должен держать конструкцию за бечевку;

  • к концу бечевки, рядом с рукой, следовало привязать шелковую ленту;

  • там, где шелк и бечевка соединялись, привязывали металлический ключ.

Загадка Франклина: что не так с иллюстрациями опыта по «добыче электричества» из тучи?
Источник:
World History Archive / Alamy

По описанию эксперимента, когда грозовая туча накрывала змея, проволока вытягивала из тучи «огонь», змей со всей бечевкой наэлектризовывался, распущенные нити бечевки торчали во все стороны. Если дождь намочил змея и бечевку, можно было увидеть, как «огонь» вытекает из ключа при приближении пальца. Да, в XVIII веке считали, что электричество — это жидкость.

Загадка Франклина: что не так с иллюстрациями опыта по «добыче электричества» из тучи?
Источник:
Science History Images / Alamy

Проанализировав описания эксперимента, Моура нашел несколько нюансов, которые не соответствовали действительности.

  • Рядом с Франклином изображен маленький мальчик — это его сын, которому на тот момент был 21 год.

  • Художники показывают, что эксперимент проводится на открытом воздухе, хотя Франклин указывал, что экспериментатор должен находиться в укрытии, чтобы шелковая лента не намокала, иначе она станет проводящей.

  • В большинстве случаев в воздушного змея ударяет молния или разряды молнии находятся очень близко от него, но Франклин не хотел навлекать на себя удар.

  • Большинство иллюстраций не показывают шелковую ленту, которая должна была изолировать воздушного змея, — Франклин просто держит веревку. Если бы это было так, он бы заземлил воздушного змея и разрушил эксперимент.

  • На одной иллюстрации показано, как Франклин держит ключ рядом или на веревке, что не подтверждается никакими свидетельствами.

Зачем указывать на все эти художественные нестыковки? Потому что кто-нибудь может насмотреться на такие картинки, повторить ошибки и отправиться на досрочную личную встречу с художниками, которые ничего не смыслили в естествознании, и с самим Франклином. Кстати, если этой встречи избежать не удастся, можно хотя бы к ней подготовиться и предусмотрительно ознакомиться с правдивой биографией Бенджамина Франклина.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения