Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Забытые в веках: что осталось от древнего дальневосточного государства Бохай

Границы этой страны в том числе охватывали территорию современного Приморского края

27 сентября 2023Обсудить

Многие ли из нас слышали про страну Бохай? Название это сейчас известно немногим, хотя Бохай, или Пархэ — одно из старейших государств, существовавших на территории России. Более 1300 лет назад в Бохае уживались люди самых разных национальностей, сумевшие создать самобытную культуру, следы которой сохранились до наших дней.

Забытые в веках: что осталось от древнего дальневосточного государства Бохай
Голова дракона времен Бохайского царства из коллекции Национального музея Кореи в Сеуле
Источник:
tjfriese, CC BY-SA 2.0 , via Wikimedia Commons

Бохай был создан объединившимися группами народа мохэ, жившими на севере Манчьжурии с раннего Средневековья. Мохэ отличались отвагой и воинственностью, им приходилось быть такими, поскольку их окружали не менее воинственные соседи — средневековые корейские государства Когурё, Пэкче и Силла, а также Восточно-тюркский каганат. Но самым могучим соседом являлась китайская империя, где правила тогда династия Тан.

Китай на протяжении всей древней и средневековой истории пытался использовать в своих интересах жившие вдоль его границ племена «варваров», в числе которых была и этническая группа мохэ. Ее представители в зависимости от своих сиюминутных интересов могли объединяться и разъединяться, дружить то с Китаем, то против него, вступая в кратковременные союзы с корейскими государствами. В 668 году империя Тан покорила Когурё и жившие на территории страны племена мохэ, после чего уцелевших переселили в северное китайское пограничье.

Рождение государства

Мы точно знаем год основания государства Бохай — 698-й. Двумя годами ранее началось восстание киданей (предков монголов) против Китая. Переселенные племена мохэ и когурёсцев воспользовались этой возможностью и также подняли восстание, двинувшись на свою родину. Первая попытка усмирить непокорные народы окончилась неудачей: восставшие захватили приграничный город Инчжоу.

Тогда императрица У Цзэтянь попробовала решить дело миром и пожаловала вождю когурёсцев Циси Чжунсяну и вожаку мохэ Циси Биюю княжеские титулы. Вскоре Биюй погиб в битве, а Чжунсян умер, и во главе когурёсцев и мохэсцев встал Цзожун — сын Циси Чжунсяна. Он разбил войско китайского полководца Ли Кайгу и двинулся на восток. Когда мохэ и когурёсцы достигли земель на берегу Японского моря, куда преследователи за ними не пошли, Цзожун основал государство Чжэнь, провозгласив себя его правителем.

Вскоре новая страна начала экспансию. В 713 году войска Цзожуна заняли земли, которые Китай после падения Когурё передал другому корейскому царству Силла, но оно не смогло их удержать. Затем империя Тан и Чжэнь заключили мирный договор, в результате Цзожун получил титул князя (вана) Бохая, а его молодое государство — свое название. В Китае считали бохайцев вассалами, но этот вассалитет был лишь номинальным: в последующие годы Бохай ни разу не откликнулся на требования Китая о военной помощи. Бохайские правители, не оглядываясь на Китай, поддерживали дипломатические и торговые отношения с Японией, с царством Силла и с тюркским каганатом.

Язык мохэ

Часто приходится читать о том, что мохэ представляли собой своеобразный «анклав» представителей тунгусоязычной группы, живших в окружении монголоязычного населения.

«Есть исследователи, которые не полностью согласны с этим. Они предполагают, что среди мохэ могли быть и монголоязычные, особенно если они принадлежали к народности вэймо или к их родственным ветвям, и остальные — тунгусоязычные. На сегодняшний день мы не сможем ответить на этот вопрос, поскольку мы не можем их спросить. Но, безусловно, это (соседство мохэ с монголоязычными народами. — Прим. авт.) повлияло на различные группировки, которые образовывались. Тем более, что мохэ всегда граничили со степными монголоязычными соседями, которые стали киданями, монголами, и т. д. Соответственно, они также постоянно вступали в контакты, попадали в зависимость от них, либо наоборот. Ситуация постоянно менялась в зависимости от исторического периода», — рассказывает заведующая Сектором раннесредневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Евгения Гельман.

Страна чиновников и мастеров

Знания о государстве Бохай, которыми мы располагаем, зияют значительными пробелами, которые удается восполнять благодаря археологическим находкам. Что известно достоверно — в Бохае был создан разветвленный административный аппарат.

«Была трехуровневая система, к которой принадлежали чиновники. Самые высшие чиновники имели право иметь определённые признаки власти в виде разного цвета одежды, разного материала отличительные бирки, дощечки для записей, слоновые или обычные. Мы можем говорить о подключении к власти не только старост, но и вождей, которые управляли несколькими, возможно, поселениями. Вряд ли каждое поселение было представлено наследным вождем. Конечно, японские исследователи пишут, основываясь на материалах донесений своих послов, что они ехали по территории достаточно безлюдной, встречали отдельные деревеньки, которые управлялись старостами», — говорит Евгения Гельман. 

Забытые в веках: что осталось от древнего дальневосточного государства Бохай
Фигурка бохайского чиновника со свитком, представленная на выставке «По следам бохайского царства»
Источник:
Музей-заповедник истории Дальнего Востока / arseniev.org

Постоянной столицы у Бохая не было — правитель кочевал между пятью своими резиденциями. Это сакральное число было позаимствовано из китайского учения «у-син» («пять элементов»), предполагавшего, что в основе мироздания лежит пятичленная структура. Надо отметить, что бохайцы при своей самобытности почерпнули у Китая не так уж мало, особенно в части организации бюрократических структур. Однако в Бохае отсутствовал принятый в Китае обычай заставлять кандидатов на чиновничьи места сдавать сложные экзамены на знание конфуцианских религиозных текстов. Государственные должности в Бохае вообще имели право занимать представители любых религий, но высшие должности доставались представителям знатных семей, которые исповедовали буддизм.

Наравне с чиновническим почтенным считалось и купеческое сословие — бохайцы вели с окрестными странами обширную торговлю, продавая им коней, шёлк, мёд, женьшень, меха и прочие товары. Но большинство жителей Бохая проживали в деревнях и занимались сельским хозяйством. Они выращивали рис, пшеницу, просо и прочие культуры, разводили лошадей, свиней и другой скот.

Забытые в веках: что осталось от древнего дальневосточного государства Бохай
Найденные археологами украшения работы бохайских мастеров
Источник:
Музей-заповедник истории Дальнего Востока / arseniev.org

Более крупные населенные пункты служили пристанищем для чиновников, купцов и ремесленников. Бохайцы умели работать с железом и бронзой, овладели гончарным ремеслом и ткачеством, наладили производство кирпича и черепицы. Благодаря всему этому за Бохаем закрепилась слава страны богатой и изобильной, где народ живет в спокойствии и довольстве.

Пик могущества и падение в пропасть

В 732-735 гг. Бохай успешно вел войну с Китаем — два государства поссорились из-за смежных территорий. На начальном этапе боевых действий бохайский флот атаковал китайский порт Дэнчжоу на Шаньдунском полуострове и разорил его. Но победный марш армии Бохая был остановлен имперскими войсками у гор Мадошань. Китай вынужден был провести мобилизацию и потребовал у находившегося в вассальной зависимости государства Силла выслать войска на помощь.

Война закончилась тем, что обе противоборствующие стороны объявили себя победителями и прекратили боевые действия. В соответствии с заключенным мирным договором империя Тан получила право на беспошлинную торговлю и беспрепятственное поселение китайцев в двух портах области Ляонин (на которую претендовал и Бохай), на их подсудность китайским представителем. Бохай, в свою очередь, сохранил свой суверенитет и свои прежние территории.

Забытые в веках: что осталось от древнего дальневосточного государства Бохай
Карта Бохайского царства в Музее-заповеднике истории Дальнего Востока. Цифрами отмечены места археологических раскопок на территории РФ
Источник:
Музей-заповедник истории Дальнего Востока / YouTube

В 906 году в Бохае воцарился 15-й по счету ван, которого звали Ай. В тот момент никто не мог предположить, что Ай станет последним правителем Бохая. Напротив, подданные надеялись, что он сумеет уберечь государственный корабль от внешних штормов и привести его в тихую гавань. А внешняя обстановка и впрямь была беспокойной. В соседней Силле все чаще вспыхивали внутренние конфликты. В Китае в 907 году пала династия Тан, правившая почти триста лет, и наступила тяжелейшая 53-летняя «Эпоха пяти династий и десяти царств» — все эти годы разные кланы вели жестокие междоусобные войны. В Маньчжурии происходил процесс становления государства киданей — в 916 году там была создана империя Ляо.

Внутри Бохая дела тоже шли неважно. Представители разных этнических групп, проживавших на территории страны, ожесточенно соперничали за власть и влияние. Ван Ай пытался заключить союз с отколовшимся от Силлы государством Корё, которому в скором будущем суждено было объединить весь Корейский полуостров, однако интриги бохайской знати мешали ему проводить самостоятельную политику. Дело закончилось вторжением киданей в 926 году. После короткой осады киданьский император Абаоцзи (Елюй Амбагай) взял город Сангён (ныне археологический памятник в китайской провинции Хэйлунцзян), служивший на тот момент столицей Бохая.

Забытые в веках: что осталось от древнего дальневосточного государства Бохай
Так выглядит сегодня Сангён — бывшая столица Бохая
Источник:
beibaoke /Shutterstock/Fotodom.ru

Разобщенное царство быстро пало под натиском завоевателей. Часть бохайского населения и знати бежала в Корё, а тех, кто сбежать не успел, насильственно переселили на земли киданей, как делали китайцы в VII веке.

Абаоцзи решил создать на части прежней бохайской территории вассальное княжество Дундань, править которым поставил своего сына Елюя Яогу. Летом 927 года после ухода основных киданьских сил мохэ попытались восстать, но наследник киданьского императора подавил восстание. В дальнейшем следы государства Дундань исчезли со страниц китайских хроник…

Наследие погибшего царства

Кровь, бежавшая в жилах жителей Бохая не растворилась бесследно: некоторые исследователи считают племена мохэ предками чжурчжэней — достойного отдельного рассказа народа, создавшего в XII веке государство Цзинь, занимавшего часть территории современных Китая и КНДР, а также российского Дальнего Востока. Современными потомками чжурчжэней являются маньчжуры, нанайцы, удэгейцы и, возможно — некоторые другие народы.

Кроме того, от бохайцев до наших дней дошли богатые артефактами памятники материальной культуры. В последние десятилетия в Приморье были открыты остатки нескольких городищ и буддийских храмов. В 1958 году археолог Эрнст Шавкунов на плоской вершине сопки Копыто, расположенной недалеко от Уссурийска, нашел каменную платформу, а также следы колонн и ограды. Это были остатки небольшого храма площадью около 30 м2.

Спустя два года на соседней сопке — Абрикосовской — ученые обнаружили еще один храм. Он был немного больше Копытинского (49 м2), и очень богато украшен. «Когда мы начали сравнивать материалы из этих двух храмов, то обнаружилось, что сначала был возведен Копытинский храм, но затем по какой-то причине он сгорел и вместо него на противоположной сопке был построен Абрикосовский храм. Часть украшений из сгоревшего храма была перенесена в новый», — рассказывает заведующая отделом средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения РАН Надежда Артемьева.

Забытые в веках: что осталось от древнего дальневосточного государства Бохай
Реконструкция Абрикосовского храма
Источник:
Эрнст Шавкунов via primamedia.ru

В 1994 году в этом же районе, возле села Корсаковка, нашли третий храм. От двух других он отличался орнаментами (черепица на крыше была украшена не только изображениями лотосов, но и птиц) и расположением на равнине, а не на сопке. Четвертый храм был найден около села Борисовка, а пятый — на Краскинском городище (у поселка Краскино Хасанского района Приморского края).

Краскинский храм (134 м2) намного превосходит по размерам другие объекты такого рода в Приморье. «Это первый храм, который был обнаружен в городище, а не за его пределами. Мы считаем, что статус этого храма был гораздо выше, чем тех, которые мы находили до этого. Скорее всего, это был монастырский комплекс, который датируется X веком нашей эры», — отмечает Надежда Артемьева.

Забытые в веках: что осталось от древнего дальневосточного государства Бохай
Раскопки на Краскинском городище
Источник:
Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН /

Вообще, Краскинское городище предоставило ученым много интересного и помимо храмового комплекса. Эрнст Шавкунов датировал его VIII–X вв. и отождествил с одним из четырех центров округа Янь, из порта которого отправлялись бохайские дипломатические и торговые миссии в Японию. Многое о быте бохайцев помогли узнать и раскопки других открытых в Приморье городищ.

Российские археологи и их зарубежные коллеги продолжают исследовать памятники бохайской культуры, чтобы пролить больше света на историю этого все еще во многом загадочного государства.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения