Вомбаты и кенгуру доказали, что люди — не вершина эволюции: разбираемся в открытии биологов

Как сумчатые оказались более развитыми, чем плацентарные (и что это значит для науки)

23 мая 2023
Legion Media

До сих пор было принято считать, что сумчатые млекопитающие более примитивны, чем плацентарные, и являются промежуточным звеном между ними и яйцекладущими (утконосом и ехидной), поскольку потомство кенгуру, вомбатов и опоссумов появляется на свет чрезвычайно недоразвитым, фактически на стадии эмбриона.

Однако результаты нового исследования переворачивают представления об эволюции млекопитающих с ног на голову, позволяя предположить, что сумчатые в своем развитии, наоборот, опережают плацентарных. Как установила международная группа ученых, статья которых опубликована в журнале Current Biology, общий предок этих двух групп млекопитающих, живший около 160 миллионов лет тому назад, был больше похож на плацентарных, а не на сумчатых. А это значит, что сумчатые ушли от нашего общего предка дальше, чем мы, поскольку изменились сильнее.

Свои выводы исследователи сделали, проанализировав компьютерные сканы черепов современных сумчатых и плацентарных млекопитающих на различных стадиях развития, от эмбрионов до взрослых особей. На основании данных об изменении формы черепа у представителей обеих групп в процессе развития ученые реконструировали, как менялась форма черепа у их общего предка, и сравнили, какая группа к нему ближе, а какая дальше.

«Очень долго люди относились к сумчатым, как к каким-то второсортным млекопитающим, однако они оказались более развитыми, чем наш предок, — отметила ведущий автор исследования, профессор Анджали Госвами из лондонского Музея естественной истории. — Поскольку мы тоже относимся к плацентарным млекопитающим, мы считаем вершиной эволюции себя, но эволюция работает по-другому».

Что касается причин, по которым у сумчатых появилась такая странная стратегия размножения, то, возможно, она лучше приспособлена для выживания в условиях нестабильности окружающей среды.

У плацентарных млекопитающих долгий период вынашивания потомства, поэтому, когда ресурсы заканчиваются, погибают и мать, и находящееся внутри нее потомство. А у сумчатых, в случае наступления тяжелых времен, мать может легко избавиться от потомства на очень ранней стадии развития, выжить и попробовать размножиться позже, в более благоприятных условиях, объяснила Госвами.

Недавно было сделано еще одно открытие, которое перевернуло существующие представления о животных: выяснилось, что первыми из многоклеточных были совсем не губки.