Внезапно бессмертен: какая часть организма продолжает жить после остановки сердца и мозга?

Микробиологи сделали жутковатое открытие

5 октября 2023

Натюрморт с черепом и пером. Питер Клаес, 1628 г.

Legion Media

В человеческом теле, по большей части в кишечнике, обитает очень сложно устроенное сообщество из триллионов микроорганизмов. От них, пока мы живы, зависит состояние нашего здоровья — они помогают переваривать пищу, вырабатывают витамины, защищают нас от инфекций и выполняют множество других жизненно важных функций. Это сообщество микробов называется микробиом.

Но что происходит с микробиомом после нашей смерти? Как выяснили микробиологи из Университета штата Теннеси (США), статья которых опубликована в журнале Ecological Processes, когда тело хозяина умирает, обитающие в нем микробы вовсе не погибают, как можно было бы предположить. Они не только продолжают жить внутри, снаружи и вокруг разлагающегося тела, образуя теперь уже некробиом, но и играют важную роль в превращении мертвых тканей в новую жизнь.

Когда сердце перестает биться, лишенные кислорода клетки нашего тела начинают «переваривать» самих себя. Продукты клеточного распада становятся превосходной пищей для кишечных бактерий, которые, в отсутствие держащей их под контролем иммунной системы, распространяются по всему телу и процветают.

Когда тело предано земле, его микробы попадают в почву. Причем, как выяснили исследователи, они не только не погибают в этой более суровой, по сравнению с телом, окружающей среде, но объединяются с «местными жителями» — обитающими в почве микробами, — с тем, чтобы совместными усилиями продолжить и завершить процесс разложения.

При этом они превращают богатые питательными веществами крупные органические молекулы из разлагающегося тела в более мелкие по размерам и более биодоступные формы, которые могут использовать другие растущие организмы. Недаром в природе можно часто наблюдать, как на месте, где разлагался труп животного, бурно разрослись растения.

Таким образом, наши микробы продолжат жить и после нашей смерти, на микроскопическом уровне делая бессмертными и нас, пишут исследователи.

Ранее был назван орган, который может пережить владельца на много лет.