В Китае родилась первая в мире обезьяна-химера: что это означает и зачем нужны такие эксперименты

Детеныш прожил всего десять дней

10 ноября 2023

Cell

Специалисты из Китайской Академии наук и китайской некоммерческой компании BGI-Research, занимающейся геномикой, создали обезьянку-химеру из двух разных наборов ДНК. По словам исследователей, это первый в мире случай живорождения химеры приматов в результате использования стволовых клеток. Ученые еще и пометили введенные чужие клетки флуоресцентным белком, чтобы посмотреть, какие ткани нового существа из них вырастут. Детеныш прожил всего несколько дней. Такие неоднозначные эксперименты могут принести пользу в медицине и сохранении исчезающих видов, говорят эксперты. Результаты опубликованы в научном журнале Cell.

Химерами в биологии называют организмы, которые несут в себе генетический материал двух и более видов живых существ. Термин был взят из греческих мифов, где химерами были гибридные чудовища с головой льва, телом козы и змеиным хвостом. В новом исследовании авторы получили химерную обезьянку, объединив стволовые клетки одной макаки-крабоеда с эмбрионом того же вида приматов.

Сначала ученые культивировали в лаборатории девять линий стволовых клеток с зеленым «светящимся» белком для отслеживания. Затем ввели их генетически отличающимся эмбрионам макак-крабоедов, которым было по 4–5 дней. Эмбрионов имплантировали самкам этого же вида обезьян. В 12 случаях наступила беременность, и шесть из них закончились рождением детенышей. Только одна родившаяся обезьянка имела «химерный набор» клеток.

Изображения показывают сигналы зеленой флуоресценции в различных частях тела живорожденной химерной обезьяны.

Cell

Важно, отмечают ученые, что у детеныша был относительно высокий процент клеток, выросших из стволовых, по всему телу. Он колебался в разных типах тканей организма от 21 до 92%. И особенно высок оказался в ткани мозга.

<p>Мигель Эстебан</p>

«Обнадеживает тот факт, что у нашей живорожденной обезьяны-химеры был большой вклад [стволовых клеток] в мозг. То есть этот подход действительно может быть ценным для моделирования нейродегенеративных заболеваний».

По словам авторов исследования, приматы-химеры будут иметь огромную ценность для сохранения видов. Предполагается, что в будущем, если какая-то популяция будет на грани исчезновения, можно было бы создать химер с ее донорскими клетками — ввести их в зародышевую линию других нечеловеческих приматов и путем скрещивания получить животных вымирающего вида.

Рожденная в результате этого исследования обезьянка-химера прожила десять дней. Ветеринары приняли решение усыпить ее из-за развившейся дыхательной недостаточности и гипотермии.

Химеры создаются биологами не впервые. Самые первые химерные мыши были выведены в 60-х годах прошлого века. Их широко использовали для биомедицинских исследований. Специалисты изучали, как обычные клетки организма взаимодействуют с генетически измененными или мутировавшими. Это дало понимание некоторых биологических процессов и заболеваний. Однако исследования на мышах ограничены тем, что их физиология слишком отличается от человеческой. Многие болезни людей нельзя исследовать на примерах грызунов. А эволюционно близкие обезьяны больше подходят для таких целей науки.

Ученые также создавали эмбрионы мыши, которые содержали часть клеток человека и некоторых других видов. И выращивали химерные эмбрионы человека и обезьяны. Данные исследования рассматривали также как возможность в будущем выращивать донорские органы с клетками человека. В сентябре этого года другая команда сообщала о выращенной внутри эмбриона свиньи почке, которая содержала в основном человеческие клетки.

Но исследования на обезьянах ограничены этикой: ученые не выходят за пределы эмбриональных стадий развития, когда речь идет о химере обезьяны и человека. А использование приматов в научных экспериментах до сих пор остается спорным вопросом по этическим соображениям.

Тем временем экспертная оценка показала, что участие обезьян в исследованиях имело решающее значения для многих жизненно важных медицинских достижений, в том числе для создания вакцин от COVID-19.