В Канаде нашли следы самого древнего многоклеточного на Земле

Его возраст — почти 900 миллионов лет

30 июля 2021

На северо-востоке Канады палеонтологи обнаружили самый старый из ныне известных науке отпечатков древней губки. Возраст окаменелости — более 900 миллионов лет.

В Канаде нашли следы самого древнего многоклеточного на Земле
Nature

«Предположительно, эта находка — пока самый древний отпечаток многоклеточного. Если это действительно так, найденная окаменелость — первое физическое свидетельство того, что многоклеточные появились задолго до повышения концентрации кислорода в водах океанов неопротерозоя. При этом они пережили несколько периодов почти полного оледенения Земли», — рассказала палеонтолог Элизабет Тернер (Elizabeth Turner).

Считается, что первые многоклеточные возникли около 600 миллионов лет назад, незадолго до кембрийского взрыва. Так называют отрезок времени, начавшийся 550 миллионов лет назад, когда почти одновременно возникли все современные типы животных, а также предки растений и грибов.

Вероятнее всего, губки, жившие почти 900 миллионов лет назад были частью древнего рифа. На нем росли первые многоклеточные и колонии различных микробов, следы которых тоже сохранились в породах того времени. Расположение отпечатков губок внутри рифа говорит, что глубина, на которой они предпочитали жить, была велика по сравнению с соседними колониями фотосинтезирующих бактерий. Палеонтолог предполагает, что это было связано с тем, что первые многоклеточные существа не могли конкурировать с микробами, но при этом нуждались в кислороде, которые те вырабатывали. Подобная особенность, по мнению Тернер, объясняет, как древние многоклеточные выживали в морях протерозойской эры до того, как атмосферу и гидросферу Земли заполнил кислород.

Палеонтолог надеется, что в ходе дальнейших исследований получится понять, как губки пережили последующие эпохи оледенения, в ходе которых почти вся Земля была покрыта льдом.

Использованы материалы Nature