В Германии обнаружили наконечник копья, возрастом 65 000 лет

Он крепился к деревянному древку и применялся неандертальцами для охоты на крупную дичь

26 июля 2021

Археологи из Германии нашли наконечник копья в пещере Холе-Фельс (Hohler Fels), расположенной неподалеку от города Шельклинген (Schelklingen). Артефакту около 65 000 лет, сделан он из сланца и весит всего 28 грамм. Удар таким орудием не способен нанести глубокую травму. Ученые тщательно исследовали копье и пришли к выводу, что к древку оно крепилось на клей при помощи нитей, сплетенных из волокон растений.

В Германии обнаружили наконечник копья, возрастом 65 000 лет
University of Tübingen

При этом орудие пережило не одну охоту, затупилось, а владельцы пытались его заострить.

«Неандертальцы были опытными камнерезами и точно знали, как создавать и использовать сложные технологии, сочетающие множество деталей и материалов для производства и обслуживания смертоносного оружия», — рассказала доктор Верле Ротс (Veerle Rots) из Льежского университета.

Копье с таким наконечником использовалось для охоты с близкого расстояния. Более ранние архаичные люди, Homo heidelbergensis, для этих целей применяли лишь деревянные копья. У них не было каменных наконечников, в отличие от более прогрессивных неандертальцев.

Пещера Холе-Фельс знаменита тем, что в 2008 году там обнаружили самую древнюю из известных науке палеолитических венер. Статуэтка представляет собой фигуру тучной женщины с ярко выраженным акцентом на груди и половых органах. Соответственно, она воспринимается как амулет, связанный с плодородием и фертильностью. Артефакту более 35 000 лет. Раскопки в пещере Холе-Фельс ведутся с 1870 года.

Использованы материалы пресс-релиза Тюбингенского университета