Ученые оценили климат в голоцене

В древности на Ямале было гораздо теплее, чем сейчас

17 октября 2021

Сотрудники Института экологии растений и животных УрО РАН и лаборатории естественно-научных методов в гуманитарных исследованиях УрФУ собрали более тысячи образцов полуископаемой древесины. Лиственницу сибирскую, ель, березу дендрохронологи обнаружили и собрали в долинах рек Яда-Яха и Хадыта-Яха на Южном Ямале.

Ученые оценили климат в голоцене
Владимир Кукарских

По словам специалистов, на полуострове Ямал находятся массовые захоронения полуископаемых деревьев. Древесная растительность периода голоцена (последние 12 тыс. лет, период после последнего оледенения) является наиболее подходящей для изучения изменения климата в прошлом.

«Собранная древесина — уникальный архив палеоклиматических данных. Годичные кольца деревьев являются одним из лучших косвенных индикаторов природных изменений в прошлом», — отметил руководитель экспедиции, старший научный сотрудник лаборатории естественно-научных методов в гуманитарных исследованиях УрФУ Владимир Кукарских.

Ученые обнаружили, что граница леса в целом проходила гораздо севернее, чем сейчас. При этом деревья были крупнее — до 60 см в диаметре — и формировали сомкнутые леса. Это означает, что в отдельные периоды на этой территории климат был намного теплее. Кроме того, в этих лесах могли проживать связанные с лесной растительностью виды животных, которые не встречаются на Ямале сейчас.

Использованы материалы УрФУ