Трудолюбивая биомасса: ученые подсчитали, сколько весят все муравьи Земли, вместе взятые

Получилось поистине астрономическое число

25 сентября 2022
Западная Ява, Индонезия. Муравьи объединяют усилия, чтобы перенести семена мимозы по тонким стеблям. Автор фото: Эко Адиянто (Eko Adiyanto).

Недавно энтомологи из Университета Маккуори в Сиднее (Австралия) проанализировали 489 исследований ученых разных стран о муравьях.

Глобальную численность муравьев оценили в 20 квадриллионов особей (среди них 3 квадриллиона — наземные муравьи). Общая биомасса этих насекомых — 12 мегатонн сухого углерода, что эквивалентно 20 процентам сухой биомассы человечества. Показатель, кстати, превышает биомассу всех диких птиц и млекопитающих.

Еще один рекорд муравьев — самый многочисленный среди беспозвоночных класс. Эти труженики и коллективисты составляют 80% всех эукариотов на Земле.

Чтобы подсчитать количество муравьев, ученые взяли образцы мертвого напочвенного покрова и данные из ловушек в 1306 местах. Сначала энтомологи подсчитали плотность присутствия насекомых, затем экстраполировали эту сумму на общую площадь биомы и получили конечное число.

Выяснилось, что 61% от общей численности наземных муравьев обитает в тропических влажных лесах и саваннах, где они сосредоточены в лесной подстилке. Меньше всего муравьев насчитывается в средиземноморских кустарниковых зарослях и тропических хвойных лесах.

Точные данные о численности и местах обитания любого вида нужны, чтобы понять его роль в экосистеме и связь с другими организмами.

Но данные о таксономическом разнообразии насекомых очень ограничены — ученым до недавнего времени не удавалось собрать точных данных об их глобальной численности, средах обитания и скоплениях в определенных биомах.

Главным образом это касалось муравьев, которые крайне важны для экологии Земли. Например, они могут рассеивать семена растений, вступают в симбиоз с другими насекомыми, в их гнездах иногда живут другие виды: тли, жуки, пауки, клещи. Кроме того, муравьи могут выступать в роли как хищников, так и добычи.

Но именно биомасса насекомых определяет масштаб воздействия на почву: трудяги-муравьи могут разрыхлить до 13 тонн почвы за один «рабочий день».