Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Тайны дворца просветления: кто, как и зачем создает буддистские мандалы

Буддизм, древнейшее мировое религиозное учение, дал миру множество интереснейших культурный феноменов. Одним из них стали мандалы

Мандалы воспринимаются непосвященными в учение Будды просто как необыкновенно красивые, гармоничные изображения. Однако для буддистов, постигающих глубины философии и практики религии, это ключи к зашифрованным знаниям, чертежи обителей просветленных существ.

Тайны дворца просветления: кто, как и зачем создает буддистские мандалы
Источник:
Getty Images

Само слово «мандала» в переводе с санскрита означает «круг», «диск», «круговой». Существует множество видов мандал. Они могут быть сооружены в форме объемной конструкции, начерчены на песке, выложены из цветов или зерен риса, мелких цветных камней, нарисованы красками на холсте. Их можно изучать или представлять в процессе медитации. Медитирующий воспроизводит в сознании объемное изображение дворца того или иного божества, стремится войти в состояние ума, в котором то пребывает. 

Буддисты верят, что увидеть мандалу — значит, получить благословение, избавиться от дурных мыслей. Поэтому перед ней совершают простирания, читают мантры.

Тайны дворца просветления: кто, как и зачем создает буддистские мандалы
Источник:
Getty Images

Раньше ритуалы, частью которых было построение божественных дворцов, изучались только в стенах тибетских тантрических монастырей и не были доступны широкой публике. Мир многое узнал о мандалах только после присоединения Тибета к Китаю: тогда многие монахи и миряне во главе с юным Далай-ламой XIV покинули родину и нашли приют в Индии.

Далай-лама разрешил монахам проводить ритуалы, строить мандалы в разных странах, чтобы знакомить людей с богатствами тибетской культуры. Скептики возмущались: «Можно ли показывать светской публике то, что еще совсем недавно было тайной за семью печатями?» Далай-лама в ответ заметил, что никто не сможет увидеть внутренние процессы, сопровождающие ритуал создания мандал, а вот созерцание даже внешней стороны действа весьма полезно, так как порождает умственную связь с духовными практиками, помогает раскрыть заложенный в нас потенциал.

Благодаря этому жители Европы и России смогли увидеть широко распространенный в Тибете обряд строительства песочной мандалы. Вопреки распространенному мнению «строительным материалом» для дворцов просветления служит не цветной песок. Традиционно тибетские монахи использовали яшмы, малахит, кораллы и жемчуг. Сейчас им приходится заменять эти дорогие материалы более доступными, например, мраморной крошкой. Ее толкут в ступе, просеивают и окрашивают в разные цвета. Мраморные частички сортирют по размеру, а затем помещают в специальные чаши.

Тайны дворца просветления: кто, как и зачем создает буддистские мандалы
Источник:
Getty Images

Прежде чем начать строить мандалу, монахи проводят подготовительные ритуалы, призванные очистит пространство, платформу, где будет вестись строительсво. Потом на платформу при помощи белой нити, мела, линеек и карандашей наносят окружности и линии — контуры дворца.

Строительство ведется равномерно от центра к периферии. Чтобы выписывать мраморной крошкой сложные символы, применяют конусообразные палочки — чакпу. Потирая рогом яка о ребристую среднюю часть чакпу, монахи создают вибрации. Раздается своеобразный  звук, и мелкие частицы тоненькой струйкой сыплются на платформу. По мнению многих специалистов, сам звук чакпу напоминает о пустоте — одной из основополагающих идей буддизма.

Автору этих строк доводилось наблюдать за тем как монахи тантрического монастыря Гьюдмед возводили мандалу царя тантр Гухьясамаджи. Они в течение нескольких дней аккуратно высыпали из чакпу крошку, причем работали слаженно, сосредоточенно. Казалось, что никто и не что не сособен помешать им создавать произведение искусства.

+1

Администратор монастыря Лобсанг Церинг, давая пояснения, обратил внимание, что часто спрашивают о семантике различных элементов мандалы, тибетцы же стараются воспринять ее целиком. По его словам, все мандалы похожи друг на друга. Главные различия заключены в их центральной части. В изображениях обителей божетсв обязательно пристутсвет ваджра. С санскрита этот термин переводится как «несокрушимый», или «алмаз», и символизирует нетленную природу ума Будды. Считается, что кольцо из ваджр защищает мандалу от сил зла. 

Внутреннее пространство дворца разделено на четыре части и сориентировано по сторонам света. Его ограничивает пятицветная дворцовая стена, за которой в несколько ярусов расположены элементы внешней архитектуры. Дворцовая крыша украшена белыми зонтами, обозначающими духовное величие, защиту. Рядом с ними обычно изображают победоносные знамена — символы побед над полчищами Мары, то есть всеми омрачениями и трудностями на пути к Просветлению.

В мандалу ведут четыре входа, украшенных зонтами, жемчужными гирляндами, знаменами, золотыми сосудами. Врата увенчаны эмблемой, которую можно увидеть при входе в буддистские храмы (дацаны): две коленопреклоненных лани у Колеса Учения. Глядя на этот знак, сложно не вспомнить о том, что две с половиной тысячи лет назад царевич Сиддхартха Гаутама повернул колесо Дхармы и изложил доктрину о Четырех Благородных Истинах. Они известны почти всем буддистам: истина о страдании, о причине страданий, о возможности пресечения страдания и пути спасения. Две лани, услышав учение Просветленного, преклонили колени.

Тайны дворца просветления: кто, как и зачем создает буддистские мандалы
Источник:
Getty Images

Лобсанг Церниг говорил, что нельзя привязываться к мандале, какой бы красивой она ни была. Ведь всё в мире изменяется, всё подвержено разрушению. Именно это и дает возможность понять ритуал разрушения мандалы.

Да, всегда наступает момент, когда дворец Гухьясамаджи должен был быть разрушен. Чтобы увидеть церемонию разрушения, поразмышлять о бренности, непостоянстве мира, собирается много людей. Монахи просят божеств вернуться обратно в небесные обители. Мастер ритуала ваджрой надрезает мандалу, берет щепотку с восточного входа. Тоже он проделывает и с другими входами. Кульминация наступает, когда монахи сметают мандалу, а ее благословенные частицы приносят в дар духам воды. Оставшийся «песок», по традиции, раздают гостям. 

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения