Мандалы воспринимаются непосвященными в учение Будды просто как необыкновенно красивые, гармоничные изображения. Однако для буддистов, постигающих глубины философии и практики религии, это ключи к зашифрованным знаниям, чертежи обителей просветленных существ.

Фото №1 - Тайны дворца просветления: кто, как и зачем создает буддистские мандалы
Фото
Getty Images

Само слово «мандала» в переводе с санскрита означает «круг», «диск», «круговой». Существует множество видов мандал. Они могут быть сооружены в форме объемной конструкции, начерчены на песке, выложены из цветов или зерен риса, мелких цветных камней, нарисованы красками на холсте. Их можно изучать или представлять в процессе медитации. Медитирующий воспроизводит в сознании объемное изображение дворца того или иного божества, стремится войти в состояние ума, в котором то пребывает. 

Буддисты верят, что увидеть мандалу — значит, получить благословение, избавиться от дурных мыслей. Поэтому перед ней совершают простирания, читают мантры.

Фото №2 - Тайны дворца просветления: кто, как и зачем создает буддистские мандалы
Фото
Getty Images

Раньше ритуалы, частью которых было построение божественных дворцов, изучались только в стенах тибетских тантрических монастырей и не были доступны широкой публике. Мир многое узнал о мандалах только после присоединения Тибета к Китаю: тогда многие монахи и миряне во главе с юным Далай-ламой XIV покинули родину и нашли приют в Индии.

Далай-лама разрешил монахам проводить ритуалы, строить мандалы в разных странах, чтобы знакомить людей с богатствами тибетской культуры. Скептики возмущались: «Можно ли показывать светской публике то, что еще совсем недавно было тайной за семью печатями?» Далай-лама в ответ заметил, что никто не сможет увидеть внутренние процессы, сопровождающие ритуал создания мандал, а вот созерцание даже внешней стороны действа весьма полезно, так как порождает умственную связь с духовными практиками, помогает раскрыть заложенный в нас потенциал.

Благодаря этому жители Европы и России смогли увидеть широко распространенный в Тибете обряд строительства песочной мандалы. Вопреки распространенному мнению «строительным материалом» для дворцов просветления служит не цветной песок. Традиционно тибетские монахи использовали яшмы, малахит, кораллы и жемчуг. Сейчас им приходится заменять эти дорогие материалы более доступными, например, мраморной крошкой. Ее толкут в ступе, просеивают и окрашивают в разные цвета. Мраморные частички сортирют по размеру, а затем помещают в специальные чаши.

Фото №3 - Тайны дворца просветления: кто, как и зачем создает буддистские мандалы
Фото
Getty Images

Прежде чем начать строить мандалу, монахи проводят подготовительные ритуалы, призванные очистит пространство, платформу, где будет вестись строительсво. Потом на платформу при помощи белой нити, мела, линеек и карандашей наносят окружности и линии — контуры дворца.

Строительство ведется равномерно от центра к периферии. Чтобы выписывать мраморной крошкой сложные символы, применяют конусообразные палочки — чакпу. Потирая рогом яка о ребристую среднюю часть чакпу, монахи создают вибрации. Раздается своеобразный  звук, и мелкие частицы тоненькой струйкой сыплются на платформу. По мнению многих специалистов, сам звук чакпу напоминает о пустоте — одной из основополагающих идей буддизма.

Автору этих строк доводилось наблюдать за тем как монахи тантрического монастыря Гьюдмед возводили мандалу царя тантр Гухьясамаджи. Они в течение нескольких дней аккуратно высыпали из чакпу крошку, причем работали слаженно, сосредоточенно. Казалось, что никто и не что не сособен помешать им создавать произведение искусства.

+1

Администратор монастыря Лобсанг Церинг, давая пояснения, обратил внимание, что часто спрашивают о семантике различных элементов мандалы, тибетцы же стараются воспринять ее целиком. По его словам, все мандалы похожи друг на друга. Главные различия заключены в их центральной части. В изображениях обителей божетсв обязательно пристутсвет ваджра. С санскрита этот термин переводится как «несокрушимый», или «алмаз», и символизирует нетленную природу ума Будды. Считается, что кольцо из ваджр защищает мандалу от сил зла. 

Внутреннее пространство дворца разделено на четыре части и сориентировано по сторонам света. Его ограничивает пятицветная дворцовая стена, за которой в несколько ярусов расположены элементы внешней архитектуры. Дворцовая крыша украшена белыми зонтами, обозначающими духовное величие, защиту. Рядом с ними обычно изображают победоносные знамена — символы побед над полчищами Мары, то есть всеми омрачениями и трудностями на пути к Просветлению.

В мандалу ведут четыре входа, украшенных зонтами, жемчужными гирляндами, знаменами, золотыми сосудами. Врата увенчаны эмблемой, которую можно увидеть при входе в буддистские храмы (дацаны): две коленопреклоненных лани у Колеса Учения. Глядя на этот знак, сложно не вспомнить о том, что две с половиной тысячи лет назад царевич Сиддхартха Гаутама повернул колесо Дхармы и изложил доктрину о Четырех Благородных Истинах. Они известны почти всем буддистам: истина о страдании, о причине страданий, о возможности пресечения страдания и пути спасения. Две лани, услышав учение Просветленного, преклонили колени.

Фото №8 - Тайны дворца просветления: кто, как и зачем создает буддистские мандалы
Фото
Getty Images

Лобсанг Церниг говорил, что нельзя привязываться к мандале, какой бы красивой она ни была. Ведь всё в мире изменяется, всё подвержено разрушению. Именно это и дает возможность понять ритуал разрушения мандалы.

Да, всегда наступает момент, когда дворец Гухьясамаджи должен был быть разрушен. Чтобы увидеть церемонию разрушения, поразмышлять о бренности, непостоянстве мира, собирается много людей. Монахи просят божеств вернуться обратно в небесные обители. Мастер ритуала ваджрой надрезает мандалу, берет щепотку с восточного входа. Тоже он проделывает и с другими входами. Кульминация наступает, когда монахи сметают мандалу, а ее благословенные частицы приносят в дар духам воды. Оставшийся «песок», по традиции, раздают гостям.