15 мая 1891 года (3 мая по старому стилю), родился Михаил Афанасьевич Булгаков, автор таких романов, как «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», повестей «Собачье сердце», «Роковые яйца» и др. В честь дня рождения писателя Vokrugsveta.ru разобрался, правда ли, что…
Отец Булгакова был богословом
Да
Михаил Булгаков родился в Киеве в семье доцента духовной академии и преподавательницы женской гимназии. Афанасий Иванович Булгаков был богословом и историком церкви.
В семье Булгаковых было семь детей, Михаил — старший. Атмосфера в доме была творческой: часто домашние ставили спектакли, пели песни, играли на рояле. Старший сын прекрасно пел и играл. По воспоминаниям родственников, первый рассказ Булгаков написал в 9 лет.
Советский фильм «Иван Васильевич меняет профессию» снят по пьесе Булгакова
Да
В основу сценария комедии Леонида Гайдая действительно была положена пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич», работа над которой велась в 1934–1936 годах.
В 1935 году Театр сатиры приступил к работе над спектаклем «Иван Васильевич», однако после генеральной репетиции весной 1936 года в присутствии партийного деятеля СССР Вениамина Фурера постановку было рекомендовано отменить, а в дальнейшем и запретить.
Опубликована пьеса была только в 1965 году, а еще через восемь лет Леонид Гайдай снял свой фильм. Нужно сказать, что режиссер довольно бережно отнесся к тексту первоисточника и сделал сюжет Булгакова всенародно любимым.
Роман «Мастер и Маргарита» был опубликован спустя 26 лет после смерти писателя
Да
Булгаков работал над романом в течение 12 лет. Замысел мирового шедевра складывался постепенно. Первые черновые наброски романа относятся к 1928–1929 годам. А продолжал Булгаков писать книгу практически вплоть до своей смерти в 1940-м. Параллельно писатель работал над «Записками покойника», «Жизнью господина де Мольера», пьесами и другими произведениями.
После смерти Булгакова в его архиве сохранилось восемь редакций «Мастера и Маргариты». Считается, что роман вовсе не был завершен. Интересно, что у книги было много вариантов названий: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В», «Гастроль».
Роман был опубликован только в двух выпусках журнала «Москва» в 1966 и 1967 годах. Это величайшее литературное произведение дошло до читателя благодаря жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая сумела сохранить машинопись с рукописными авторскими правками.
К слову, не только роман «Мастер и Маргарита» был опубликован после смерти Булгакова: повесть «Собачье сердце» увидела свет только в 1987 году, «Зойкина квартира» вышла массовым тиражом в 1982-м, а «Дни Турбиных» — в 1955-м. За рубежом и в мире самиздата все эти произведения увидели свет гораздо раньше.
По образованию Булгаков был врачом
Да
В 1909 году восемнадцатилетний Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. Возможно, на выбор профессии повлияло то, что оба брата матери Булгакова, Николай и Михаил Покровские, были врачами и неплохо зарабатывали.
31 октября 1916 года Булгаков получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи, сей степени присвоенными».
После начала Первой мировой Булгаков несколько месяцев работал врачом в госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте. Позже будущий писатель был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, а еще позже в Вязьму.
В марте 1918 года Булгаков вернулся в Киев, чтобы продолжить врачебную практику. В августе 1919-го, после взятия Киева генералом Деникиным, Булгаков был мобилизован как военный врач в Белую армию и отправлен на Северный Кавказ. Здесь появилась первая его публикация — газетная статья под названием «Грядущие перспективы».
Вскоре Булгаков расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературе.
Лучшие произведения Булгаков написал под воздействием морфия
Нет
Часто поклонники писателя именно воздействием морфия объясняют дьявольскую силу булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Этот миф имеет под собой реальные основания, однако сильно искажен.
С сентября 1916 по февраль 1918 года Булгаков служил врачом в земствах — сначала в селе Никольском Сычевского уезда (Смоленская губерния), через год — в Вязьме. Во время службы он случайно заразился дифтеритом и был вынужден ввести себе противоядие, а позже и морфий, чтобы избавиться от мучительных болей. Привыкание пришло быстро и незаметно. Мотив принятия наркотика отразился в рассказе «Морфий» из цикла «Записки юного врача», в пьесе «Записки на манжетах», романе «Мастер и Маргарита» и других произведениях писателя.
Писатель полтора года безуспешно пытался справиться с зависимостью. Тяжелейшим периодом стала для него весна 1918 года в Киеве: зависимость и потрясение от революции наложились на первые ужасы Гражданской войны.
Однако Булгакову удалось излечиться от морфинизма. Осенью 1921-го писатель приехал в Москву человеком без зависимости. Соответственно, Булгаков вообще ничего не написал под морфием — во всяком случае законченные и известные нам произведения. При этом первая жена Булгакова Татьяна Лаппа вспоминала, что попытки работы под морфием писатель все-таки предпринимал.
У Михаила Булгакова не было детей
Да
У писателя не было собственных детей, зато, судя по воспоминаниям современников, он души не чаял в чужих. В 1925 году Булгаков отдыхал в Крыму, в Коктебеле, у Максимилиана Волошина. В то время у Волошина гостили и несколько других постояльцев, в том числе и пианистка М. А. Пазухина. Ее младший сын, полуторагодовалый Вадим («Дым»), стал любимцем всех отдыхающих в «Доме поэта», в том числе и Булгаковых.
Перед самым отъездом между Булгаковым и Пазухиной произошел разговор о детях, который она пересказала в письме мужу.
«А я скажу Вам вот что: „У Вас большая потребность иметь собственного сына, и Вы будете очень хорошим отцом“. Он сначала сказал так задумчиво: „Да, — а потом говорит, — вы это сказали, наверное, по поводу Дымка. Нет, я и так хотел бы иметь, если бы знал, что он будет здоровый и умный, а не идиот, — тогда я хотел бы иметь, а так как я знаю, что он здоровым не может быть (он сам болезненный и нервный), то и не хочу. Ну, а Дымулю вашего я, в частности, страшно люблю“».
У Сталина было особое отношение к Булгакову
Вряд ли
Популярный миф гласит, что Иосиф Виссарионович очень любил «Дни Турбиных» и смотрел спектакль по пьесе во МХАТе 15 раз, а то и больше. Скорее всего, источником этой легенды стала статья Виктора Петелина «М. А. Булгаков и „Дни Турбиных“» («Огонек», 1969, том XI), в которой говорится об особом отношении Сталина к этому спектаклю.
Однако в экземпляре «Огонька», хранящемся в коллекции музея Михаила Булгакова, возле ссылки на статью Петелина почерком второй жены Булгакова Любови Евгеньевны Белозерской написано: «Это липа!».
Скорее всего, вплоть до решения о постановке «Дней Турбиных» Сталин ничего толком не знал о Булгакове. Вождь не запрещал «непролитарское» творчество писателя, поскольку талантливые пьесы Булгакова публике нравились и позволяли возродить театральную жизнь в молодом советском государстве: в 1926 году в Художественном театре поставили «Дни Турбиных», в этом же году в театре Вахтангова — «Зойкину квартиру», в 1928 году — «Багровый остров».
Позже, после появления «новых народных драматургов», таких как Шолохов, нужда держаться за постановки Булгакова отпала. Поэтому в дальнейшем многие его произведения были запрещены и подвергнуты цензуре.
Тем не менее сохранились письма Булгакова к Сталину, черновики писем, домашние анекдоты про вождя народов. Михаил Афанасьевич даже написал пьесу «Батум» про юность Иосифа Виссарионовича.
Булгаков собственноручно сделал аборт жене
Нет
Комментирует этот распространенный миф заведующий научным отделом Государственного музея М. А. Булгакова Иван Назаров: «Если мы говорим об операции, которая была произведена Татьяне Лаппа в 1917 году, то Михаил Булгаков как врач не имеет к этому отношения. В интервью булгаковедам Татьяна Николаевна рассказывала, что на операцию она ездила в Москву к дяде писателя — Николаю Михайловичу Покровскому».
Булгаков был кошатником
Нет
Самый известный персонаж свиты Воланда — кот Бегемот. Не одна изреченная им в романе фраза стала крылатой. Вторая жена Булгакова Любовь Белозерская вспоминала, что прототипом Бегемота стал котенок Флюшка, которого какой-то негодяй украл у них с форточки.
Однако ни в детстве, ни в юности в доме писателя не было домашних животных. Они появились у Булгакова, когда он женился на Белозерской. Да и отношение писателя к к котам было довольно отстраненное. Любовь Евгеньевна позднее вспоминала: «Кошку Муку Михаил Афанасьевич на руки никогда не брал — был слишком брезглив, но на свой письменный стол допускал, подкладывая под нее бумажку».
Гораздо теплее и дружелюбнее Булгаков относился к щенку Бутону. Писатель даже вывесил на дверь квартиры табличку: «Бутон Булгаков. Звонить два раза». Фининспектор такого литературного хода не оценил, и надпись пришлось снять.
В творчестве Булгакова настоящим другом становится именно собака. Это и преданная остроухая собака Понтия Пилата Банга, которая разделила с хозяином двенадцать тысяч лун одиночества в горах («Кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»), и Шарик из «Собачьего сердца».
На могиле Булгакова установлен черный надгробный камень, первоначально лежавший на месте упокоения Гоголя
Вряд ли
Этот миф берет истоки в письме Елены Сергеевны Булгаковой брату Николаю: «Я никак не могла найти того, что бы я хотела видеть на могиле Миши — достойного его. И вот однажды, когда я по обыкновению зашла в мастерскую при кладбище Новодевичьем, — я увидела глубоко запрятавшуюся в яме какую-то глыбу гранитную. Директор мастерской на мой вопрос объяснил, что это Голгофа с могилы Гоголя, снятая с могилы Гоголя, когда ему поставили новый памятник. По моей просьбе, при помощи экскаватора, подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили. <…> Вы сами понимаете, как это подходит к Мишиной могиле — Голгофа с могилы его любимого писателя Гоголя».
Однако неизвестно, правда ли это. Рассказ директора мастерской — единственное доказательство происхождения камня, и то ненадежное, никаких других подтверждений этой легенде пока не найдено. Может быть, глыба на могиле Булгакова действительно с могилы Гоголя — а может, это обычный гранит, ставший мощным культурным символом.
«Вокруг света» благодарит за помощь в подготовке материала кандидата филологических наук, заведующего научно-исследовательским отделом Государственного музея М. А. Булгакова Ивана Назарова
Материал впервые опубликован в мае 2021, частично обновлен в мае 2024