Страшнее выстрела: какого звука сильнее всего боятся дикие животные?

Услышав его, обитатели саванны готовы остаться без еды и воды, лишь бы спастись

13 октября 2023

Current Biology via Guardian News

Команда биологов из Университета Западного Онтарио (Канада) представила несколько видео, на которых обитатели саванны реагируют на звуки из установленных динамиков. В первом ролике леопард, который только что с большим трудом поймал импалу и тащит ее в зубах, слышит человеческий голос: при первых же словах он бросает драгоценную добычу и уносится прочь. Леопард остался без обеда во имя науки, констатируют авторы эксперимента. Ученые проанализировали тысячи таких видео. Исследование, опубликованное в журнале Current Biology, показало, что для животных самый страшный звук в саванне — это голос человека.

В сотрудничестве с коллегами из ЮАР и США ученые исследовали иерархию страха у млекопитающих в Национальном парке Крюгера в Южной Африке и вокруг него. Они собрали оборудование для «Автоматизированной системы поведенческого реагирования»: она состояла из магнитофонов, аудиоколонок, камер и датчиков, которые реагировали на движение и запускали записи звуков в произвольном порядке, а также съемку видео.

Current Biology via Guardian News

Устройства закрепили на деревьях возле 21 водоема. Исследование проводилось в сухой сезон, когда измученные жаждой животные приходят к воде и неохотно покидают эти места обитания. Система работала 24 часа на протяжении шести недель и фиксировала реакции проходящих мимо животных.

Для эксперимента были сделаны совершенно разные записи: в качестве контрольных были мягкие звуки вроде пения местных птиц, в качестве опасных — лай собак, выстрелы, рычание львов и спокойные разговоры людей на местных языках и на английском, где были и мужские, и женские голоса. На всех записях была тщательно «выровнена» громкость, чтобы результат гарантированно зависел не от нее, а от содержания записи.

Current Biology via Guardian News

Авторы получили более 4000 видео с 19 видами млекопитающих. В каждом ролике оценили скорость, с которой бежало животное, и время, которое требовалось, чтобы покинуть водоем. Анализ показал, что большинство видов — от леопардов и гиен до жирафов, зебр, импал и бородавочников — в два раза чаще и на 40% быстрее убегали от мирного человеческого разговора, чем от рычания львов, лая собак и выстрелов.

Слоны также предпочитали побыстрее убраться подальше от человеческой речи. А вот на рык льва они отреагировали исключительно: вместо того чтобы убегать, нашли источник звука и пошли в атаку, яростно врезаясь в устройство на дереве. По словам ученых, слоны доставляли им много головной боли. На одном ночном видео эти гиганты, услышав запись льва, разбили камеру, диктофон и ушли, победно трубя.

Но они никогда не поступали так после звука человеческих голосов.

<p>Карен Маккомб</p>

«Слоны достаточно велики, чтобы быть способными нападать толпой и отгонять львов, но контакт с людьми, вооруженными копьями или пистолетами, может стать смертельным».

Как отмечают авторы исследования, в саваннах Южной Африки млекопитающие эволюционировали в течение тысячелетий, учась реагировать на различные опасности, в том числе встречи с людьми. И по сей день для диких животных самым страшным из всех хищников остается человек.

<p>Майкл Клинчи</p>

«Это подчеркивает, что наш вид уникально опасен, потому что мы сверхсмертоносны».

За время исследования пять южных белых носорогов, находящиеся под угрозой исчезновения, были убиты браконьерами в соседних заповедниках. На видеозаписях ученых носороги также в два раза быстрее убегали от голосов людей, чем от львиных.

Теперь команда собирается разработать систему, которая с помощью человеческих голосов отпугивала бы животных подальше от линий ограждения заповедников и дорог, где их чаще всего убивают браконьеры.

Что касается царя зверей, видео показали, что львов не особенно расстроило использование их собственного рычания в научном эксперименте. Однако авторы однажды два часа провозились с ремонтом магнитофона после атаки слонов и установкой на него защиты и, уезжая на своем грузовичке, обнаружили, что все это время за ними тайно наблюдали львы. Видимо, хозяева саванны проводили свои собственные полевые исследования.