Опухоль погубит сама себя: разработано эффективное средство от рака груди

Ученые придумали, как добиться гибели раковых клеток

8 ноября 2022
Опухоль погубит сама себя: разработано эффективное средство от рака груди
MattLphotography / Alamy

Ученые из Школы медицины Университета штата Вашингтон (США) разработали ДНК-вакцину от рака молочной железы. Первый этап клинических испытаний экспериментального препарата показал, что он вполне безопасен и способен вызывать сильную иммунную реакцию на ключевой белок опухолевых клеток. Отчет о результатах испытаний опубликован в журнале JAMA Oncology.

Речь идет о белке HER2, который в избыточных количествах вырабатывают опухолевые клетки при HER2-позитивном раке молочной железы. Такой тип онкозаболеваний считается наиболее агрессивным и часто возвращается после курса лечения.

При этом перепроизводство белка HER2 (в раковых клетках его концентрация может зашкаливать в сотни раз) способно вызывать цитотоксическую иммунную реакцию — собственные иммунные клетки организма атакуют и убивают злокачественные клетки. В этом случае с болезнью удается справиться гораздо эффективнее, рецидивы случаются реже, а продолжительность жизни после лечения возрастает.

Чтобы искусственно стимулировать цитотоксическую иммунную реакцию, ученые создали препарат, который содержит предназначенную для раковых клеток «ДНК-инструкцию» по сборке белка HER2. Когда вакцину вводят в опухоль, клетки в районе инъекции начинают активно вырабатывать белок, пользуясь полученной «инструкцией». Затем на это обращает внимание иммунная система, следует мощная ответная реакция, в ходе которой раковые клетки гибнут.

В первой фазе испытаний приняли участие 66 женщин на поздней стадии HER2-позитивного рака молочной железы. Уколы делали раз в месяц, женщины также получали препарат, усиливающий цитотоксическую иммунную реакцию.

Исследователи пришли к выводу, что вакцина безопасна — она не вызвала у женщин никаких серьезных побочных эффектов. При этом препарат успешно стимулировал нужный иммунный ответ, заставив иммунные клетки атаковать раковые. Эффективнее всего оказалась средняя доза вакцины.

Мало того, 80% участниц исследования к концу десятилетнего периода наблюдений были живы. Исходя из таких позитивных результатов, ученые планируют как можно быстрее провести следующие этапы клинических испытаний.