Швейцарские ученые лишили змей чешуи. Зачем они это сделали?

Рассказываем о необычном исследовании и о том, выживут ли «голые» змеи в природе

21 июня 2023

Ученые из Женевского университета провели исследование, которое доказывает, что шестиугольные узоры на спинах некоторых змей не возникают случайно. Они опубликовали статью об этом в журнале Science Advances.

Швейцарские ученые лишили змей чешуи. Зачем они это сделали?

Некоторые виды змей имеют шестиугольные узоры на спинах и боках, которые образуются на чешуйках и растут из плакод. Плакоды — это эмбриональные структуры, из которых развиваются волосяные фолликулы, перья, зубы и другие элементы. У большинства животных расположение плакод в коже является случайным, но это не относится к змеям.

Ученые исследовали развитие маисового полоза, неядовитой змеи с шестиугольными узорами на спине и боках. Они обнаружили, что чешуя подбрюшья формируется первой и ориентируется по клеткам, которые определяют будущую структуру ребер, мышц, позвонков и кожи. Это очень важно для змей, так как оно помогает им эффективно передвигаться. Затем происходят две независимые волны развития чешуи, которые встречаются по бокам тела и создают шестиугольные узоры.

Science Advances

Для подтверждения своей теории ученые провели генетические модификации у четырех змей и выключили ген EDA, который отвечает за рост чешуи на спине и боках. В результате у змей не появился характерный узор, что подтвердило предположение о том, что узоры не формируются по модели самоорганизации Тьюринга и что для их корректного развития необходима активность гена EDA.

Это исследование поможет ученым лучше понять, каким образом формируются узоры на теле животных и от чего они зависят.

В природе встречаются змеи без чешуи, и они являются уникальными. Так, первой пойманной особью без чешуи стала подвязочная змея (Thamnophis elegans) в 1942 году. Затем появились и другие. Со временем ученым удалось доказать, что эта мутация не является смертельной для змей. Дикие особи без чешуи отлично выживают в природе и размножаются.