Лечебная помощь для мозга: подсластитель из гортензии оказался опасен для белков, приводящих к деменции

Вещество разрушает их скопления, предотвращая болезнь Альцгеймера

1 августа 2023

В азиатских странах очень популярен лечебный чай из сушеных листьев гортензии макрофиллы, в которых содержится также мощный природный подсластитель — филлодульцин. Новое исследование корейской команды ученых из Университетов Конкук и Самьюк показало, что это вещество также является эффективным средством против образования белковых бляшек — основной причины развития болезни Альцгеймера. Результаты опубликованы в журнале Biomedicine & Pharmacotherapy.

Предполагается, что одно из самых распространенных нейродегенеративных расстройств в мире — болезнь Альцгеймера (БА), связано с поражением головного мозга скоплениями токсичных бета-амилоидных белков. Они приводят в когнитивных нарушениям, в частности потере памяти. В поисках терапии и профилактики этого вида деменции ученые ищут вещества и средства, которые бы не давали этим белкам накапливаться или могли разрушать их «клубки».

Гортензия крупнолистная (Hydrangea macrophylla) содержит филлодульцин, известный как природный подсластитель в 400-800 раз слаще обычной сахарозы. Помимо этого свойства, предыдущие исследования показали, что филлодульцин — это тип полифенолов, которые способны проникать через гематоэнцефалический барьер (между кровеносной и центральной нервной системами) и равномерно распределяться в мозге. А там данные полифенолы могут подавлять агрегацию бета-амилоидов.

Поэтому корейские ученые обратили внимание на филлодульцин как на потенциально эффективное соединение для создания препаратов против болезни Альцгеймера. В ходе испытаний на мышах, генетически предрасположенных к развитию амилоидных бляшек, животным давали два вещества: контрольное — пустышку, и второе — филлодульцин. Прием был пероральный раз в три дня на протяжении месяца.

В конце эксперимента у мышей проверили память и обучаемость, и сделали электрофизиологический и иммуногистохимический анализы. Они показали, что филлодульцин препятствовал накоплению бета-амилоидных белков и разрушал уже существующие бляшки.

В результате, по сравнению с контрольным веществом, филлодульцин уменьшил нарушения памяти у животных и до минимума снизил нейровоспаление в гиппокампе — который отвечает за пространственную память, формировании эмоций и навигацию.

Авторы надеются, что открытие приведет к разработке лекарственных препаратов — простых и эффективных для лечения БА — на основе растительного подсластителя филлодульцина.

Ранее, ученые выяснили, что популярная спортивная добавка для бодибилдеров не только защищает мышцы, но и помогает противостоять развитию болезни Альцгеймера.