Ученые из Высшей школы медицины Университета Тохоку (Япония) впервые изучили влияние экранного времени на самых маленьких детей — в возрасте года, когда большинство ключевых навыков еще не освоены. Специалисты решили выяснить, отражается ли на будущем развитии ребенка количество времени, проводимого перед смартфоном, планшетом, компьютером или телеэкраном. По выводам исследования, оно связано с повышенным риском отставания в развитии, которое наблюдается уже в возрасте двух-четырех лет. Научная работа
Вред или польза?
Множество исследований уже было проведено на тему влияния экранного времени на детей — сюда относятся и просмотр телевизора, видеоигры, использование мобильных телефонов, планшетов и других устройств для общения, чтения, просмотра контента соцсетей… Причем не все результаты говорили о вреде: напротив, одно из крупных исследований показало, что детям 9–10 лет полезно экранное время вплоть до 4–5 часов в день, если оно имеет социальный характер, помогает в общении и укрепляет отношения со сверстниками.
Другие работы свидетельствовали, что время за экраном сильно не сказывается на режиме сна. Были и выводы о том, что увеличение экранного времени связано с развитием депрессии у подростков, а умеренное использование устройств благоприятно сказывается на самочувствии.
ВОЗ рекомендует ограничить время просмотра до часа в день детям, чтобы у ребенка 2–5 лет оставалось время на физическую активность и здоровый сон. Однако полноценного исследования на эту тему до сих пор не было.
Команда из Японии провела метаанализ данных 7097 пар мама/ребенок, которых наблюдали на протяжении нескольких лет, в основном с помощью анкетирования и стандартных методов педиатрического скрининга развития.
В опросниках мамы фиксировали, сколько часов в день они разрешают своим годовалым младенцам смотреть «телевизор, DVD, видеоигры, интернет-игры (включая мобильные телефоны и планшеты) и т. д.» Вариантов ответов было 5: нисколько, менее часа, 1–2 часа, 2–4 часа, 4 и более часов в день.
Аукнется через год
У большинства детей — 48,5% — экранное время было менее часа в день. Лишь 4,1% смотрели в экран четыре часа и больше. После исключения сопутствующих факторов здоровья и среды, которые могли повлиять на развитие, ученые обнаружили: чем больше было экранного времени у годовалых малышей, тем выше было количество отставаний в развитии в более позднем возрасте.
В два года это были нарушения в области общения, мелкой моторики, личных и социальных навыков, решения проблем. К четырем годам раннее приобщение ребенка к экрану показывало взаимосвязь только с задержкой развития в общении и решении проблем; двигательные, социальные и личные навыки «подтянулись». Более четырех часов экранного времени в день ученые однозначно связали с проблемами развития в обеих возрастных группах.
Авторы отмечают, что их исследование не принимало во внимание, что именно смотрели дети. Возможно, могла быть разница в влиянии образовательных программ и других видов контента. Этот аспект следовало бы учесть в будущих работах. Также, чтобы подтвердить выводы ученых, нужно рассмотреть, какая это связь — по одной из версий, она может быть и обратной, то есть задержка развития некоторых навыков приводит к сложностям коммуникации и к увеличению времени перед экраном.