Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Ручная работа иранских мастеров: как персидские ковры стали ценным товаром и важным предметом экспорта

Слова так приросли друг к другу, что в Германии, например, «персидским» называют любой восточ­ный ковер. Хотя еще в Средние века было известно, что ценные ковры ткут не только в Персии

Первая экспортная статья Ирана — нефть. А вторая? Вопрос наверняка многих поставит в тупик. Хотя ответ прост: ковры*. Те самые, которые на рубеже XIX–XX веков в Европе стали известны — и очень популярны — под названием «персидские».

Ручная работа иранских мастеров: как персидские ковры стали ценным товаром и важным предметом экспорта
Источник:
FC_Italy / Alamy via Legion Media

Путе­шественники и торговцы привозили в Европу ков­ры из разных стран Востока уже в XIII веке. В эпоху Возрождения шла оживленная торговля ими через Константинополь. Но наивысшего расцвета искус­ство ковроткачества, как принято считать, достигло в ХУ1-ХУН веках в Персии. В XIX столетии персид­ские ковры вошли в Европе в большую моду, и в по­следней четверти века английские, а вслед за ними и армянские предприниматели организовали в Пер­сии их мануфактурное производство, экспорт. И бук­вально завалили коврами западный рынок.

* В начале 2010-х объем экспорта ковров из Ирана оценивался примерно в 500 млн долларов в год. За следующие 10 лет этот показатель существенно сократился под влиянием введенных против Ирана экономических санкций и в 2022 году составил, по некоторым данным, 70 млн долларов.

Традиции ремесла

Классический персидский ковер имеет симме­тричную композицию. В се основе — центральный медальон, с которым перекликаются отличающиеся от него по узору угловые элементы. В орнамент ча­сто вплетены изображения людей и животных, а на­чиная с XIX века нередко встречаются и жанровые сценки. Это отличительная черта именно персидских ковров: в других исламских странах, где преоблада­ют сунниты, запрет на изображение живых существ соблюдается строже.

Ручная работа иранских мастеров: как персидские ковры стали ценным товаром и важным предметом экспорта
Шелковый ковер «асимметричной» узелковой техники, сотканный в Кашане в XVI веке
Источник:
Album / quintlox via Legion Media

По краям ковра всегда идет кайма, часто в несколько рядов. Изредка встречает­ся другой вариант композиции — ковры, целиком покрытые узорной сеткой, как правило, из завитков и ваз, или узорами из цветов и листьев на красном фоне, заимствованными из Индии.

Как большинство орнаментов, так и техни­ка создания персидских ковров остаются неизмен­ными на протяжении веков. Настоящий узелковый ковер обязательно ткут вручную. Ткачи использу­ют два основных вида узлов — симметричный, или «турецкий», и асимметричный, он же «персидский». Ценность ковра обычно определяется его плотно­стью, то есть числом узелков на единицу площади.

У качественного ковра она, как правило, составляет от 4000 до 6500 узелков на квадратный дециметр, и от нее во многом зависит проработка рисунка. Впрочем, если рисунок не гармонирует с цветом, то никакая плотность не обеспечит высокой ценности. Еще более важным являет­ся качество исходных материалов: шерсти, хлопка или шел­ка, а также тонкость техники исполнения. При этом само по себе использование наиболее ценного материала — шелка — не гарантирует высокого качества ковра: нередко лучше смотрится шерстяной ковер с насыщенными цветами и хо­рошей узелковой техникой. Что касается ковровой основы, на которой держится ворс, то самая прочная — из хлопка либо (что встречается реже) из шерсти, или из смеси хлоп­ка с шелком.

Не первое десятилетие существуют и ковры машин­ной выделки, иногда такого высокого качества, что отли­чить его от «ручного» можно, только отогнув ворс и посмо­трев, как протянуты нити. Но зато долговечность ковра зависит не столько от материала и техники изготовления, сколько от способа использования. В современном Ира­не — и такое отношение унаследовано от создавших ков­ровую культуру кочевников — ковер обычно служит цен­тром интерьерного ансамбля. При этом на него не ставят мебель и по нему не ходят. Долгое время и в Европе их ис­пользовали таким же образом, ими украшали столы или стены наподобие шпалер. Но во второй половине XIX ве­ка европейцы придумали расстилать ковры на полу и хо­дить по ним, а от такого использования ковер изнашива­ется быстро и неравномерно.

КСТАТИ
Где лучше ткачи?

Больше всего ценятся классические ковры из Тебриза, Кермана и Исфахана благодаря безупречной узелковой технике и ковры из Кума с характерным приглушен­ным колоритом: они могут быть цвета слоновой кости, бежево­коричневыми и светло-зелеными с оттенком бирюзы, а также ковры из Наина, отличающиеся особенно тонким рисунком.

Дорогое удовольствие

Настоящий «ручной ковер» — по-прежнему неде­шевое удовольствие. В самом Иране его могут позволить себе только весьма состоятельные люди, а простой народ в большинстве своем довольствуется машинным. Но тем не менее сегодня покупка персидского ковра уже не мо­жет расцениваться как капиталовложение — если не счи­тать «исторических» (до XVIII века) и «антикварных» (до середины XX века), которые покупаются и продаются, как произведения искусства. Но возраст ковра имеет значение для коллекционера, а для обычного любителя важнее каче­ство материалов и гармоничность рисунка.

Ручная работа иранских мастеров: как персидские ковры стали ценным товаром и важным предметом экспорта
Самый знаменитый ковер «Шейх Сефи» исполнен в 1539 году для мечети в Ардебиле (современный Азербайджан), а ныне экспонируется в лондонском Музее Виктории и Альберта
Источник:
Lovelylight / Alamy via Legion Media
Ручная работа иранских мастеров: как персидские ковры стали ценным товаром и важным предметом экспорта
Древнейший дошедший до нас ковер — Пазырыкский (V век до н. э.; найден в 1929 году в урочище Пазырык в Горном Алтае), хранится в Эрмитаже
Источник:
Wikimedia Commons

Национальных стандартов качества, равно как и си­стемы его строгого контроля, не существует, хотя такие нормы установлены в отдельных регионах. Кричащие цве­та, недостаточно плотная структура, несимметричный узор или грубый рисунок — признаки ковра невысокого качества. Поскольку никаких патентов на традиционные узоры не существует, на рынке вне Ирана в последнее вре­мя появляется все больше китайских и индийских подде­лок. А они, как нетрудно догадаться, не имеют никакого отношения к тем персидским коврам, которые составля­ют национальную гордость Ирана.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2010, частично обновлен в апреле 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения