Первая экспортная статья Ирана — нефть. А вторая? Вопрос наверняка многих поставит в тупик. Хотя ответ прост: ковры*. Те самые, которые на рубеже XIX–XX веков в Европе стали известны — и очень популярны — под названием «персидские».
Путешественники и торговцы привозили в Европу ковры из разных стран Востока уже в XIII веке. В эпоху Возрождения шла оживленная торговля ими через Константинополь. Но наивысшего расцвета искусство ковроткачества, как принято считать, достигло в ХУ1-ХУН веках в Персии. В XIX столетии персидские ковры вошли в Европе в большую моду, и в последней четверти века английские, а вслед за ними и армянские предприниматели организовали в Персии их мануфактурное производство, экспорт. И буквально завалили коврами западный рынок.
* В начале 2010-х объем экспорта ковров из Ирана оценивался примерно в 500 млн долларов в год. За следующие 10 лет этот показатель существенно сократился под влиянием введенных против Ирана экономических санкций и в 2022 году составил, по некоторым данным, 70 млн долларов.
Традиции ремесла
Классический персидский ковер имеет симметричную композицию. В се основе — центральный медальон, с которым перекликаются отличающиеся от него по узору угловые элементы. В орнамент часто вплетены изображения людей и животных, а начиная с XIX века нередко встречаются и жанровые сценки. Это отличительная черта именно персидских ковров: в других исламских странах, где преобладают сунниты, запрет на изображение живых существ соблюдается строже.
По краям ковра всегда идет кайма, часто в несколько рядов. Изредка встречается другой вариант композиции — ковры, целиком покрытые узорной сеткой, как правило, из завитков и ваз, или узорами из цветов и листьев на красном фоне, заимствованными из Индии.
Как большинство орнаментов, так и техника создания персидских ковров остаются неизменными на протяжении веков. Настоящий узелковый ковер обязательно ткут вручную. Ткачи используют два основных вида узлов — симметричный, или «турецкий», и асимметричный, он же «персидский». Ценность ковра обычно определяется его плотностью, то есть числом узелков на единицу площади.
У качественного ковра она, как правило, составляет от 4000 до 6500 узелков на квадратный дециметр, и от нее во многом зависит проработка рисунка. Впрочем, если рисунок не гармонирует с цветом, то никакая плотность не обеспечит высокой ценности. Еще более важным является качество исходных материалов: шерсти, хлопка или шелка, а также тонкость техники исполнения. При этом само по себе использование наиболее ценного материала — шелка — не гарантирует высокого качества ковра: нередко лучше смотрится шерстяной ковер с насыщенными цветами и хорошей узелковой техникой. Что касается ковровой основы, на которой держится ворс, то самая прочная — из хлопка либо (что встречается реже) из шерсти, или из смеси хлопка с шелком.
Не первое десятилетие существуют и ковры машинной выделки, иногда такого высокого качества, что отличить его от «ручного» можно, только отогнув ворс и посмотрев, как протянуты нити. Но зато долговечность ковра зависит не столько от материала и техники изготовления, сколько от способа использования. В современном Иране — и такое отношение унаследовано от создавших ковровую культуру кочевников — ковер обычно служит центром интерьерного ансамбля. При этом на него не ставят мебель и по нему не ходят. Долгое время и в Европе их использовали таким же образом, ими украшали столы или стены наподобие шпалер. Но во второй половине XIX века европейцы придумали расстилать ковры на полу и ходить по ним, а от такого использования ковер изнашивается быстро и неравномерно.
КСТАТИ
Где лучше ткачи?
Больше всего ценятся классические ковры из Тебриза, Кермана и Исфахана благодаря безупречной узелковой технике и ковры из Кума с характерным приглушенным колоритом: они могут быть цвета слоновой кости, бежевокоричневыми и светло-зелеными с оттенком бирюзы, а также ковры из Наина, отличающиеся особенно тонким рисунком.
Дорогое удовольствие
Настоящий «ручной ковер» — по-прежнему недешевое удовольствие. В самом Иране его могут позволить себе только весьма состоятельные люди, а простой народ в большинстве своем довольствуется машинным. Но тем не менее сегодня покупка персидского ковра уже не может расцениваться как капиталовложение — если не считать «исторических» (до XVIII века) и «антикварных» (до середины XX века), которые покупаются и продаются, как произведения искусства. Но возраст ковра имеет значение для коллекционера, а для обычного любителя важнее качество материалов и гармоничность рисунка.
Национальных стандартов качества, равно как и системы его строгого контроля, не существует, хотя такие нормы установлены в отдельных регионах. Кричащие цвета, недостаточно плотная структура, несимметричный узор или грубый рисунок — признаки ковра невысокого качества. Поскольку никаких патентов на традиционные узоры не существует, на рынке вне Ирана в последнее время появляется все больше китайских и индийских подделок. А они, как нетрудно догадаться, не имеют никакого отношения к тем персидским коврам, которые составляют национальную гордость Ирана.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2010, частично обновлен в апреле 2023