Рожденные ползать: массовый «переезд» жаб в английских лесах удивил зоологов

Ученые ломают голову: что заставило земноводных поселиться в таких необычных для них местах?

8 июля 2022
Wirestock, Inc. / Alamy

Исследователи из Кембриджа, которые собирались изучать древесных сонь, были очень озадачены, когда обнаружили в их гнездах земноводных. Обычные жабы перебрались в дупла на высоту около трех метров, и спокойно там спали.

Инициированное этим открытием исследование впервые выявило частоту, с которой эти жабы гнездились и даже размножались на деревьях. По данным ученых, которые обследовали жилища сонь, летучих мышей и даже птиц, большинство из них занимали обычные хозяева.

Однако в 18 из 277 гнезд был зарегистрирован вид Обыкновенные жабы (Bufo bufo), а из 1388 деревьев рукокрылых амфибии занимали 19. Процент небольшой, однако для вида, который вообще не приспособлен лазать по деревьям, это значительная цифра.

Rudmer Zwerver / Alamy

Жаб обнаруживали в дуплах семи видов деревьев, чаще всего амфибии предпочитали козью иву и выбирали гнезда на высоте от 1,2 до 3 метров. По словам экспертов, которые присоединились к кембриджским экологам, это было неожиданно. Обыкновенная жаба — исключительно наземная амфибия, которая живет как в лесах, так и на болотах, но всегда либо на поверхности суши, либо в воде.

Нида Альфулай

«Мы не могли поверить в то, что нашли. Мы привыкли находить лесных птиц и других мелких млекопитающих в дуплах, но не рассчитывали увидеть в них земноводных».

Как отмечают исследователи, для наземных бесхвостых позвоночных с их короткими лапками, массивным телом и отсутствием когтей такое поведение — практически подвиг. По мнению ученых, оно сигнализирует о серьезных причинах, которые вынудили жаб перебираться значительно выше привычной среды. Предположительно, причиной «смены дислокации» могло стать спасение от хищников и паразитов, доступ к новым пищевым ресурсам.

Новое поведение амфибий в этих краях коррелирует также с тем, что в Великобритании обыкновенная жаба стала за последние 30 лет наиболее уязвимым видом позвоночных. Численность сократилась на 68%. Открытие, как говорят авторы, подчеркивает важность защиты естественной лесной среды обитания для этого вида. Дупла деревьев оказались гораздо более важной экологической особенностью, чем считали зоозащитники раньше.

По материалам The Guardian.