Птицы с картины Саврасова: 5 занимательных фактов о грачах

Эти черные птицы примечательны элегантной внешностью и интеллектуальными способностями

24 мая 2023

Грачи столь обычны в сельской местности европейской части России, что многие люди воспринимают их как ничем не примечательных птиц. Но если присмотреться к ним хорошенько, то можно узнать немало интересного.

Грач (Corvus frugilegus)

Черные франты

Внешне грачи напоминают черных ворон. От последних они отличаются небольшими размерами — до 50 сантиметров в длину — и изящным строением. Красивый фиолетовый отлив на черных перьях делает их похожими на щеголей, демонстрирующих всем вокруг новый блестящий наряд.

Характерной чертой этих пернатых франтов является отсутствие оперения у основания клюва, хотя у молодых особей этот признак не выражен. Ученые предполагают, что оголенные участки кожи у клюва помогают птицам измерять температуру яиц в период насиживания, а также служат гигиеническим целям.

Вестники тепла

Алексей Саврасов. «Грачи прилетели». 1871

Согласно русским преданиям, грачи, возвращаясь из теплых краев, приносят на крыльях весну. И действительно, после их прилета всё быстрее освобождаются от снега поля и леса, начинают журчать ручьи, дни становятся заметно длиннее.

Знаменитый художник Алексей Саврасов, создавая образ весны, не случайно вспомнил грачей. Его картина «Грачи прилетели» очень тонко передает состояние пробуждающейся от зимнего сна природы средней полосы.

Впрочем, в южных регионах России грачи ведут оседлый образ жизни. Тамошний мягкий климат позволяет им не улетать на юг, ведь вокруг и так полно пищи круглый год.

Разорители полей и защитники урожая

Как только начинается посевная, грачи слетаются на поля, шумят, ходят по пятам за сеятелями. С большим рвением и удовольствием птицы выклевывают из земли только что посаженные семена кукурузы, пшеницы, проса, ячменя и других культур. Так они могут «работать» до тех пор, пока у всходов не появятся третьи листки.

Большая стая грачей способна нанести существенный урон посевам. Минимизировать ущерб от пернатых грабителей непросто — эффективен будет только сторож, который сможет отпугивать птиц громкими звуками или даже выстрелами.

Птицы с картины Саврасова: 5 занимательных фактов о грачах

Словно стараясь компенсировать последствия налетов на посевы, грачи без устали преследуют сельскохозяйственных вредителей. Во время вспашки они следуют за тракторами и склевывают личинок жуков-чернотелок, хрущей и щелкунов. Летом грачи активно охотятся на гусениц и саранчу, истребляя этих вредителей в огромных количествах. В поисках добычи эти птицы часто переворачивают землю и засохший навоз, чем способствуют росту трав. В итоге пользы сельскому хозяйству грачи приносят больше, чем вреда, поэтому их прилет весной считался добрым знаком. В некоторых деревнях, чтобы привлечь пернатых помощников, крестьяне клали на пашни творог.

Сторонники семейных ценностей

Грачи создают пары на всю жизнь. Самцы, ухаживая за самками, приносят им угощения. В апреле самки откладывают от 3 до 7 яиц. Период насиживания длится 20 дней. О птенцах заботятся оба родителя.

Птицы с картины Саврасова: 5 занимательных фактов о грачах
Юные грачи уже через месяц после вылупления начинают покидать гнезда и вступают во взрослую жизнь

Грачи селятся большими шумными колониями, или грачевниками. В стае царит строгая иерархия. Взрослые, высокоранговые птицы строят гнезда в центральной части дерева, а молодым достаются места с краю.

Пернатые-интеллектуалы

Грачи, как и почти все врановые, не обделены интеллектом и отличаются очень хорошей памятью. Например, они навсегда запоминают человека, напугавшего их. Птицы узнают обидчика, даже если он переоденется или попробует изменить свою внешность. Также грачам не составляет большого труда понять по звуку, работает ли трактор в поле или просто едет по дороге.

Птицы с картины Саврасова: 5 занимательных фактов о грачах

Грачи даже умеют пользоваться орудиями труда: для извлечения семян из узких щелей они применяют тонкие палочки, а орехи бросают под колеса автомобилей, не утруждая себя раскалыванием прочной скорлупы. В лабораторных условиях грачи изготавливали из кусков проволоки крючки, которыми доставали угощения из бутылки с узким горлышком. По мнению некоторых исследователей, когнитивные способности грачей близки к способностям шимпанзе. Впрочем, для их реализации элегантным черным птицам не хватает таких же ловких конечностей, как у обезьян.