Принцип заурядности: ученый подсчитал, сколько лететь от Земли до ближайшего разума

Выглядит логично, осталось проверить на практике

2 октября 2023Обсудить
Getty Images

Профессор астрономии и астрофизики Калифорнийского университета Пьеро Мадау разработал математическую модель, позволяющую рассчитать возможное число обитаемых экзопланет (то есть, находящихся за пределами Солнечной системы) на расстоянии 100 парсеков (326 световых лет) от Солнца.

Согласно расчетам Мадау, этот участок космоса может содержать до 11 тысяч экзопланет земного типа, вращающихся вокруг своих звезд в обитаемой зоне (то есть, на расстоянии, на котором на планете потенциально может присутствовать жидкая вода, а значит, и жизнь). Причем ближайшая такая обитаемая экзопланета может находиться в пределах 20 парсеков (65 световых лет) от Земли.

В своей работе Мадау, препринт статьи которого опубликован на сайте arXiv, основывался на так называемом «принципе заурядности», согласно которому, в случае космологии, Земля и обитающие на ней люди не являются во Вселенной чем-то уникальным, исключительным. То есть, частное отражает целое — звездно-планетарные системы, аналогичные Солнечной системе, планеты и цивилизации, подобные нашей, теоретически могут встречаться на просторах космоса бесчисленное количество раз.

Исходя из этого предположения, в своих расчетах Мадау опирался на существующие представления о том, как формировалась Солнечная система, каковы были этапы зарождения и развития жизни на Земле, в каких временных рамках это происходило.

В частности, как показали расчеты, всплеск образования звезд в ближайшем к нам участке космоса начался примерно 10-11 миллиардов лет тому назад, причем никакой Солнечной системы в те времена еще не существовало. Она, как и Земля, и другие планеты, сформировалась лишь около пяти миллиардов лет тому назад, во время следующего пика активности, связанного с образованием звездных систем.

Это подтверждает гипотезу о том, что Земля — сравнительно молодая планета в нашей галактике. Большинство экзопланет, расположенных в пределах 100 парсеков от нее, могут быть гораздо старше. И никаких гарантий, что какая-то из них действительно обитаема, нет, поскольку ученые пока не могут с уверенностью сказать, какая комбинация условий нужна для того, чтобы на планете зародилась жизнь.