Под защитой сыновей Гора: ученые впервые расшифровали ДНК из сосудов для хранения органов

Ранее генетики не исследовали содержимое каноп, куда помещали внутренности перед мумификацией тела

23 августа 2022
Египетский музей в Каире. Одна из четырех каноп принца Хорнахта, найденных в королевском некрополе Таниса. Сосуд венчает голова шакала.
Alain Guilleux / Alamy

Ученым из Цюрихского университета впервые удалось прочесть ДНК из древнеегипетских ритуальных сосудов — каноп. Несмотря на низкое качество сохранившегося биоматериала, археологам удалось определить митохондриальные гаплогруппы мумифицированных людей.

Особые погребальные сосуды использовали для хранения внутренних органов, извлеченных в процессе мумификации. Отдельные канопы предназначались для печени, желудка, кишечника и легких. Далее канопы хранили в гробнице. Обычно они были сделаны из травертина — египетского алебастра, но иногда встречаются изделия из глины, фаянса и дерева.

Считается, что канопы стали использовать в эпоху Древнего царства около 2600 годов до нашей эры при фараонах V династии. Сначала канопы выглядели как обычные непримечательные продолговатые сосуды, но с конца III тысячелетия до нашей эры крышки для них стали делать в виде человеческих голов.

С XIII века до нашей эры кувшины венчали головы сыновей Гора — именно они охраняли органы. Имсети был хранителем печени, Хапи — легких, Кебехсенуф — кишечника, а Дуамутеф — желудка. Охранников органов, в свою очередь, оберегали Исида, Нефтида, Нейт и Селкет.

Чтобы секвенировать ДНК биоматериала, палеогенетики изучили содержимое 140 древнеегипетских каноп, которые принадлежат музеям Европы и Великобритании. Ученые собирались не только выделить древний геном, но и обнаружить патогены возрастом в несколько тысяч лет.

Ученые нашли фрагменты человеческой ДНК в 61 образце, однако в 20 из них выход ДНК оказался недостаточным. Только в 14 случаях удалось выявить качественные значения для прочтения цепочек.

В трех образцах палеогенетикам удалось найти последовательности митохондриальной ДНК человека. Образец из Хорватии относился к гаплогруппе H, а образец из Берлина — к R0a1.

Первый тип встречается среди древнего населения Египта, но чаще — у современных людей. Второй тип гаплогруппы чаще присутствует среди древнего населения, но сохраняется и сегодня. При этом ученые не спешат с громкими выводами — довольно высок риск загрязнения образцов более поздней ДНК.

А попытки узнать судьбу древнеегипетских микробов значимых результатов не принесли. Поиск позволил обнаружить ряд родов бактерий, которые обычно входят в микробиом кишечника человека. Но качество прочтения последовательностей, увы, оказалось низким.

Результаты исследования опубликованы American Journal of Biological Anthropology.