Под Суздалем нашли клад древних славян

Это подвески, браслеты и бусы, которым больше 1000 лет

18 августа 2021Обсудить

В результате раскопок на правом берегу Нерли археологи обнаружили клад с ювелирными украшениями. Все изделия в отличном состоянии, изготовлены в стиле поволжско-финских культур 1-го тысячелетия нашей эры и отличаются высоким художественным качеством. Ранее под Суздалем подобные предметы никогда не встречались.

Под Суздалем нашли клад древних славян

Ученые предполагают, что украшения были закопаны в землю в коробе из бересты, от которого сохранились лишь отдельные фрагменты. Причина сокрытия клада пока неизвестна: изучение древнего селища только началось.

«В верхней части клада находился головной убор из множества элементов — спиральных пронизок, пластинчатых обоймиц, накладок и различных привесок. Вероятно, он был сложен как минимум из трех частей: головного венчика, шапочки и височных кистей. К последним могли относиться шесть литых полых привесок „уточек“, подвешивающихся на кожаном шнурке с нанизанными металлическими бусинами. Подобные привески известны в культурах Прикамья второй четверти 1-го тысячелетия, но в Суздальском ополье до сегодняшнего дня привески такого типа никогда не находили. Образ утки, шире — водоплавающей птицы, был широко распространен в металлопластике финно-угорских культур, населяющих пространство между Волгой и Уралом в конце 1-го — начале 2-го тысячелетия. Принято считать, что бытование привесок „уточек“ связано с мифологическим сюжетом о создании мира, общим для многих финских культур Волго-Окского региона и Прикамья, в которых утка выступает как персонаж космогонического мифа», — говорится в пресс-релизе Института археологии РАН.

В коробе из бересты также находилась металлическая чаша с петлевидной ручкой — предмет необычный для местных археологических культур. Его происхождение пока окончательно не установлено. Ученые только предполагают, что это ближневосточное импортное изделие, которое оказалось в Восточной Европе задолго до того, как клад был спрятан в земле. Археологи считают, что находка поможет лучше понять малоизвестную историю освоения Суздальского ополья в 1-м тысячелетии нашей эры, когда на этой территории проживала одна из групп поволжско-финских племен, известная под названием «меря». Долгое время, по словам ученых, эта территория оставалась белым пятном на карте финно-угорского расселения.

Использованы материалы пресс-релиза Института археологии РАН