Почему постройки майя не разрушаются сотни лет во влажном климате? Вот секрет мезоамериканских строителей

Древние индейцы знали, как строить на века

21 апреля 2023
Археологический комплекс Копан, Гондурас.
M. Timothy O'Keefe / Alamy

Ученых давно интересовало, почему древние храмы и другие постройки майя, столетиями стоящие в джунглях без какого-либо ремонта, настолько хорошо сохранились, несмотря на палящее солнце и высокую влажность. Например, одна из жемчужин цивилизации майя, археологический комплекс Копан на западе Гондураса — его дворцы и храмы были оставлены на милость джунглей в X веке, но и спустя тысячелетие здания выглядят почти как новые.

Все дело в секретных ингредиентах, которые майя добавляли в известковую штукатурку, покрывающую стены и потолки построек, считают исследователи. Штукатурка майя одна из самых прочных на Земле и сравнима по прочности с древнеримским бетоном, строения из которого не рушатся вот уже две тысячи лет. Не так давно секрет древних римлян был раскрыт — они при экстремально высоких температурах смешивали негашеную известь, воду и вулканический пепел. Получившийся материал обеспечивал способность бетона самовосстанавливаться, затягивая трещины.

Специалисты по минералогии из Гранадского университета (Испания), статья которых опубликована в журнале Science Advances, сумели раскрыть и секрет штукатурки майя.

Изучая образцы штукатурки из Копана, ученые пришли к выводу, что древние каменщики добавляли в известковую смесь богатый углеводами сок коры местных растений: так называемого скипидарного дерева (Bursera simaruba) и дерева чукум (Havardia Albicans). В результате получается прочный, нерастворимый в воде материал — это объясняет, почему постройки так хорошо пережили все превратности местного климата.

У Bursera simaruba много названий: это и медное дерево, и скипидарное дерево, и мексиканская лаванда.
Brian Overcast / Alamy

Причем, как установили исследователи, по своей микроскопической структуре штукатурка майя идентична перламутру — пластичной, стойкой субстанции, которой моллюски выстилают свои раковины, защищая их от разрушительного воздействия окружающей среды.