По ком стучит дятел: 6 занимательных фактов о лесных птицах

Болит ли у дятла голова? Почему он стучит по дереву? И зачем этой птице длинный раздвоенный язык? Ответы на главные вопросы

Дятлы кажутся нам типичными обитателями леса: перелетают с дерева на дерево, стучат по древесине, извлекая из нее личинок насекомых. Мы настолько привыкли к этим птицам, что порой воспринимаем их как ничем не примечательных соседей. Ну разве что иногда задаем себе вопрос: «А почему у дятла, бьющего весь день по дереву, голова не болит?»

Болит ли у дятлов голова?

Малый индо-малайский дятел

Один из самых популярных вопросов в интернете и среди наших читателей. Поэтому мы даем на него краткий ответ: как выяснили ученые, сотрясения головы и сопряженных с ним болей птицы не испытывают. Дело в том, что нижняя часть клюва у них длинней верхней, при этом и подклювье и надклювье покрыты роговой оболочкой — рамфотекой. При ударе о дерево, последняя частично гасит энергию удара. Затем энергия за счет разницы в длине надклювья и подклювья перенаправляется в нижнюю часть клюва, а затем перераспределяется по всему телу. Кроме того, разрушительную силу смягчают подъязычная кость и особым образом устроенные кости черепа птицы. Так мозг дятла не получает серьезных повреждений. Только недавно удалось установить, что незначительные свидетельства травм мозга у дятлов все-таки есть. Но пернатые как-то с ними справляются.

Зачем вообще дятлы стучат по дереву?

Каролинский меланерпес строит гнездо

Казалось бы, ответ очевиден: так они добывают себе корм! Известно, что дятлы простукивают древесину и таким образом определяют в ней пустоты — места, где скрываются личинки. Далее птицы пробивают ход к добыче. По весне дятлы долбят березы, чтобы полакомиться сладким березовым соком. Но в природе не все так просто и однозначно. К примеру, когда приходит весна, самцы начинают барабанить по деревьям. Так они привлекают самок и обозначают территорию. А еще, выдолбив дупло, дятел обеспечивает своих птенцов удобным жильем. Каждый год он делает новое дупло. В старом же селятся другие птицы и белки.

Кузница дятла

Волосатый дятел

Кто хотя бы раз не видел в лесу под деревом массу раздолбленных шишек? Это и есть кузница дятла. Сообразительная птица вставляет шишку в расщелину дерева или выдолбленное в нем углубление, а затем приступает к методичному извлечению семян. Тем временем на земле формируется настоящий слой из «обработанных» в кузнице шишек.

Длинный язык

По ком стучит дятел: 6 занимательных фактов о лесных птицах
Самка большого пестрого дятла вылетает из гнезда

У дятла невероятно длинный и липкий раздвоенный язык, чье основание находится аж в области правой ноздри. Дятел способен выбросить язык из клюва словно гарпун. Сходство с гарпуном этому инструменту придают направленные назад крючки, расположенные на самом кончике. С  помощью языка птица нащупывает и извлекает из дерева спрятавшихся насекомых. Некоторые виды дятлов подобно муравьедам используют язык для ловли муравьев в муравейнике.

Песни, крики и плач

Хохлатая желна

Конечно, дятлов сложно назвать певчими птицами. Но им все равно: поют как могут. Например, большой пестрый дятел иногда оглашает лес своим криком «кик-кик». Птенцы дятлов весьма голосисты и, проголодавшись, требуют корм весьма громко. Крайне любопытна песня большого черного дятла, или желны. Эта птица поет жалобно, протяжно, иногда почти плачет. Существует примета, что если заплакала желна — быть дождю.

Странный родственник

Обыкновенная вертишейка

Не все знают, что у дятлов есть весьма необычный родственник — вертишейка. Внешне птичка похожа на дятлов, также селится в дуплах и питается насекомыми. Однако долбить древесину она не может. Поэтому извлекает насекомых из доступных трещин в коре. Вертишейка знаменита своим умением отпугивать врагов: в случае опасности она вытягивает шею, шипит, пытаясь изобразить змею. Мало кто захочет залезть в дупло, услышав оттуда змеиное шипение!