Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

По глазам видно: что «Вокруг света» рассказывал о традиционном искусстве индейцев-тлинкитов в 1967 году

Жители острова Ситка издревле украшали праздничную одежду изображениями глаз

«Ты никогда не остаешься один, за тобой все время следят». Европейца эта фраза пугает, а индейца успокаивает. Больше полувека назад «Вокруг света» именно этим объяснял традиции аборигенов острова Ситка.

По глазам видно: что «Вокруг света» рассказывал о традиционном искусстве индейцев-тлинкитов в 1967 году
Источник:

Adam Jones, Ph.D., CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

1967 № 8

Растительные краски — а их было три самых любимых: черная, красная и сине-голубая — прочно проникали в кожу. Теперь ничто: ни солнце, ни сырой океанский ветер, ни снежный вихрь — не сотрет магических знаков шаманского передника. А знаков много, и не все они поначалу были ясны взгляду этнографов, заинтересовавшихся искусством обитателей острова Ситка — индейцев-тлинкитов.

По глазам видно: что «Вокруг света» рассказывал о традиционном искусстве индейцев-тлинкитов в 1967 году
Источник:

архив журнала «Вокруг света»

Центральное изображение передника угадывается быстрее всего. Это ритуальная маска: квадратное лицо, корона, условно, в шахматном порядке, нарисованные зубы. А вокруг? Вокруг расположены странные геометрические фигуры с кружками и овалами в центре.

Позднее появилось название для этих знаков — «глазной орнамент». Тлинкиты больше всего любили изображать на своих праздничных одеждах глаза. Широко открытые, прищуренные, зоркие и отрешенные — очень много разных глаз, взглядов.

Ученые объясняют это по-разному. Тлинкиты — охотники и рыбаки. А для охотника и рыбака самое, должно быть, важное — острый, удачливый глаз, помогающий в суровой борьбе с океаном, с ловким зверем…

Но возможно и другое объяснение: человек, затерянный посреди равнодушной водной пустыни, не хотел смириться с тем, что он одинок и заброшен. Он жил в уверенности, что за его бедами и удачами следят иные живые существа. Они смотрят за ним отовсюду — то с сочувствием, то в раздражении, то с безразличием…

По глазам видно: что «Вокруг света» рассказывал о традиционном искусстве индейцев-тлинкитов в 1967 году
Тот самый «шаманский передник», сохранившийся до сих пор
Источник:

Alamy / Legion-media

Когда во второй половине прошлого века на острове Ситка высадилась русская экспедиция, гости отнеслись к быту и искусству тлинкитов с уважением и вниманием. Видимо, у начальника экспедиции Максутова был добрый глаз: он привез в Россию из Северной Америки целую этнографическую коллекцию, многие экспонаты которой являются в наше время музейными реликвиями.

СЕГОДНЯ
Остров Баранова

Остров Ситка на юго-востоке Аляски иначе называется островом Баранова (англ. Baranof Island). Имя Александра Баранова, первого главного правителя русских поселений в Северной Америке, дал острову в 1805 году известный российский мореплаватель капитан Юрий Лисянский. Местные индейцы тлинкиты называют свою землю Sheet’-ká X’áat’l (часто просто Ши).

По глазам видно: что «Вокруг света» рассказывал о традиционном искусстве индейцев-тлинкитов в 1967 году
Источник:

Yehguhneb, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Это восьмой по величине остров Аляски, его площадь — 4160 км2. Местное население — около 10 000 человек. Главные источники доходов здесь — ловля и переработка рыбы, а также туризм.

С 1867 года эта территория принадлежит США. Однако у острова не только русское имя, но и богатая русская история. Русские пришли на запад Америки еще в XVIII веке. Первоначально с местными индейцами тлинкитами завязываются конфликты, но в XIX веке налаживаются прочные связи. К концу XIX века большинство тлинкитов приняли христианство, причем многие вошли именно в православную церковь. Выбор православия некоторые исследователи объясняют попыткой индейцев сохранить некоторую культурную независимость от США, представленных пресвитерианскими миссионерами.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2016, частично обновлен в феврале 2024

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения