Певцы в парадной форме: что мы знаем о голосистых варакушках

Эти маленькие пташки из рода соловьев не обделены разными талантами

4 марта 2024

В мире пернатых часто бывает так, что виды, наделенные прекрасным голосом, не выделяются ярким оперением, а те, кому не дано красиво петь, поражают воображение дивной окраской. Однако некоторых птиц природа одарила и вокальными данными, и красивым одеянием. В числе примеров такой щедрости можно назвать варакушку.

Варакушка

Luscinia svecica

Певцы в парадной форме: что мы знаем о голосистых варакушках

Яркая «манишка» варакушек может незначительно отличаться — по ней и другим особенностям окраса принято выделять разные подвиды этой пташки

R. Kistowski/wunderbare-Erde via Legion Media

Тип — хордовые
Класс — птицы
Отряд — воробьинообразные
Семейство — мухоловковые
Род — соловьи

Варакушки обитают почти на всей территории России, также их можно встретить в Европе, Центральной Азии и на Аляске.

По размерам эти птахи сопоставимы с воробьем. Масса взрослого самца варакушки составляет примерно 15-23 г, а самки — 13-21 г. Строение тела изящное, ноги длинные, клюв тонкий, острый.

Самцы варакушек могут похвастаться необыкновенно пестрым оперением. На их горле имеется синий «воротник» с рыжим или белым пятном посредине. Впрочем, иногда это пятно отсутствует. Воротничок снизу окаймлен тонкой черной линией. На груди заметны рыжие полукольца. Надхвостье рыжее, верхняя часть туловища бурая. В брачный сезон оперение самцов выглядит особенно ярко. В нем переливаются красные, желтые, белые, синие оттенки.

Самочки, как и у многих других пернатых, выглядят значительно скромнее. Горло у них белое, с голубой полоской, хвост рыжий. Несмотря на эти украшения в оперении, самок варакушки очень трудно заметить среди кустарников или в густой траве.

Век варакушки в природе недолог — около трех наполненных хлопотами и опасностями лет.

Соперники соловья

Песню самца варакушки легко спутать с соловьиной, что неудивительно — эти птицы состоят в родстве с друг другом. Кроме того, варакушка умело подражает голосам других птиц. Что-то она заимствует у соловья, какие-то трели попробует исполнить как дрозд, а то и вообще засвистит или затрещит: «вара-варак». Каждый певец при этом старается исполнить оригинальную серенаду, которая покорит сердце избранницы.

«Вся песня была интересна до чрезвычайности, временами она звучала необыкновенно светло и красиво, временами напевалась как бы про себя, втихомолку», — писал о сольном таланте варакушки известный русский популяризатор науки, орнитолог и лесовод Дмитрий Кайгородов.

Интересно, что в разных регионах у варакушек сформировались свои специфические «диалекты». Свои уникальные вокальные способности пернатые исполнители используют не только чтобы завоевать расположение подруг. Умелое воспроизведение сигналов тревоги других птиц позволяет варакушкам оповестить окружающих об опасности, сбить  с толку врагов и даже посеять панику среди соседей. Недаром слово «варакушничать» означает «дразнить» или «разыгрывать».

Знатоки птичьих песен утверждают, что как бы ни старались варакушки, все равно соловьиные трели более интересны и разнообразны. Что ж, о вкусах не спорят. Главное, что варакушкам их песни явно нравятся.

Ловкие охотники

Варакушки предпочитают жить вблизи оврагов, ручьев, рек и озер, в зарослях трав и кустарников. Здесь же они охотятся на многочисленных насекомых и других мелких беспозвоночных.

FLPA via Legion Media

Чаще всего они ищут пропитание на земле, свершая длинные прыжки и переворачивая сухую листву, копошась в почве. Таким нехитрым способом им удается поймать червей, личинок жуков, пауков, кузнечиков, слизней, гусениц. Порой варакушки нападают даже на лягушек.

Когда на земле корма недостаточно, они успешно преследуют мух, комаров, бабочек. Пойманную добычу очищают от грязи и только потом приступают к трапезе. В конце лета и осенью их рацион обогащается семенами и ягодами. В неволе же варакушки охотно едят тертую морковь, сухой белый хлеб, муравьиные яйца и тараканов.

Цикл жизни

Варакушки прилетают в наши края в середине весны и вскоре приступают к поиску гнездовых участков. Умудренные опытом особи при этом целенаправленно летят к прошлогодним гнездовьям. Самцы серенадами и нарядным оперением добиваются благосклонности самок: особо пылкие кавалеры умудряются завести сразу две, а то и три семьи.

Manfred Reinke via Legion Media

Гнездо варакушки обустраивают прямо на земле или на кучах старых веток. В качестве строительного материала используют в основном стебли травы. Затем самки откладывают от 4 до 7 голубовато-оливковых яиц и приступают к насиживанию. Самцы тем временем подкармливают их.

Примерно через две недели на свет появляются маленькие беззащитные птенцы. Еще через пару недель малыши уже пробуют покинуть гнездо, хотя и сохраняют зависимость от родителей. С наступлением осени варакушки улетают зимовать в Африку и Индию, а также на юг Китая и на Аравийский полуостров. Перелет этих пташек проходит почти незаметно, ибо они мигрируют поодиночке, ночью, скрываясь среди кустарников. За сутки пролетают около 100 километров.

Пережив зиму на юге, птицы вновь возвращаются в родные места, чтобы их жизненный цикл никогда не прекращался.