Сотрудники МГУ совместно с коллегами
Синдром Вильямса впервые был описан кардиологом из Новой Зеландии Джоном Вильямсом в середине XX века. Врач определил общие особенности внешности у пациентов со сходными дефектами сердечно-сосудистой системы.
Необычные черты вызывали сходство с лицами сказочных эльфов, поэтому болезнь получила второе название. А самих пациентов стали рассматривать как живые воплощения образа эльфов из английской мифологии. Помимо «сказочной» внешности, люди с синдромом Вильямса необычайно дружелюбны, добры и отзывчивы, но отстают от других в когнитивном плане.
Как выяснили ученые, данный синдром возникает из-за недостатка фрагмента ДНК, который «выпадает» в момент зачатия. Недостающий участок содержит от 25 до 28 генов, кодирующих белки. У совершенно здоровых родителей «эльфийский» ребенок рождается с вероятностью 1 на 20 тысяч.
Авторы сравнили аминокислотную последовательность соответствующего белка со всеми известными науке белками. В результате выяснилось, что он имеет сходные черты с представителями класса метилтрансфераз.
Ученые МГУ проверили, с какими молекулами может взаимодействовать данный класс, и обнаружили, что WBSCR27 образует очень прочные связи с S-аденозил-L-метионином. Ученые поставили серию экспериментов, в которых пытались провести реакцию с разными потенциальными мишенями, но ни с одной из них он не провзаимодействовал.
Известно много примеров, когда сбой в работе метилтрансфераз приводит к появлению тяжелых болезней. Так, замена одной единственной «буквы» ДНК в гене метилтрансферазы EMG1 вызывает синдром Боуэна-Конради, связанный с нарушением роста, и глубокую задержку развития, которая приводит к смерти в детском возрасте.
Мутация в гене другой метилтрансферазы (Cdkal1) приводит к затруднению созревания инсулина, что вызывает диабет.
Ученые предполагают, что именно белок WBSCR27 может быть ответственным за тяжелые патологии при синдроме. Дальнейшее изучение его структуры, возможно, откроет путь к лечению болезни.
Результаты работы