Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Откуда на Руси взялись черти и так ли они страшны, как их малюют

Русская фольклорная демонология от филолога Владимира Рябова

3 января 2024
Откуда на Руси взялись черти и так ли они страшны, как их малюют
Источник:

кадр из мюикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» (2011)

Чёрт как персонаж встречается в различных жанрах русского фольклора: в волшебных и бытовых сказках, в этиологических легендах и преданиях, в народных рассказах о жизни святых, в пословицах и поговорках. Разумеется, в каждом из перечисленных жанров этот образ будет иметь свои особенности: в волшебной сказке чёрт похищает и уносит царевну, в легендах — изобретает табак или водку на погибель человеку, в бытовой сказке и народном анекдоте выступает наивным простаком и владельцем несметных богатств.

В особенно важных для этой книги быличках и поверьях его образ толкуют разнопланово. Прежде всего чёрт — универсальное собирательное название для нечистой силы вообще. Иными словами, леший, водяной, банник, демонические помощники колдуна могут быть поняты как конкретные разновидности чёрта, чью отдельность и специфику зачастую плохо осознают и сами носители фольклора. Соответственно, слово «чёрт», по меткому выражению Е. Е. Левкиевской, часто используют как некоторый «джокер», особенно в тех рассказах, где конкретизация не нужна или затруднительна.

В то же время с образом чёрта могут быть связаны и специфические мотивы, нехарактерные для других демонов: он подталкивает человека к самоубийству, заполучает после смерти душу грешника, охраняет цветок папоротника, сторожит клад и т. д. Таким образом, «чёрт» как категория включает в себя всех остальных представителей нечистой силы, но при этом он как персонаж не равен простой «сумме» других персонажей, а имеет на их фоне выраженную специфику.

У фольклорного чёрта есть еще существенная особенность — его отношение к книжной культуре и «народному христианству»*. С одной стороны, чёрт в сознании православных русских крестьян XIX–XX веков отчетливо ассоциируется или даже отождествляется с бесами, дьяволом, сатаной, то есть с персонажами, пришедшими «из христианской, книжной традиции».

* Народное христианство (православие) — система мировоззрения, сочетающая в себе элементы христианской канонической, апокрифической и фольклорной традиций. Система народного христианства, отличная от канонического православия, играла большую роль в религиозном сознании русских крестьян XIX–XX веков.

Иными словами, фольклорный образ чёрта сложился под сильным влиянием сюжетов, мотивов и образов, известных из Священного Писания, апокрифов, описаний искушений и подвигов святых и т. п. С другой стороны, в образе чёрта есть и много неканонического, собственно «народного», предположительно восходящего к дохристианским верованиям славян. Именно причудливое взаимодействие, творческое, многовековое переплетение церковно-канонического и народного формируют уникальный образ фольклорного чёрта.

Откуда взялись черти

Как уже указывалось выше, фольклорные представления о чёрте тесным образом переплетены с христианскими представлениями и сюжетами, которые переосмысляются и перетолковываются в духе «народного православия».

Особенно явственно это смешение видно в фольклорных легендах — жанре, сформировавшемся под сильным церковно-книжным влиянием. Именно здесь можно обнаружить большинство текстов, толкующих происхождение чертей и нечистой силы.

Откуда на Руси взялись черти и так ли они страшны, как их малюют

Гравюра «Преподобный Макарий и бес в тыквах». XVIII в.

Источник:

из книги Владимира Рябова «Русская фольклорная демонология»

В легендах сатана (чёрт, дьявол) осмысляется как соперник, неудачливый подражатель и одновременно партнер Бога по мироустройству. Зачастую чёрт и дополняет, и портит Божье творение, создавая неудобные, как бы неправильные и враждебные человеку пространства — горы и болота, — за что бывает наказан Богом.

Так, в тексте из Пензенской губернии Бог в наказание сажает чёрта в глубокий овраг с вонючей водой и глиной. Далее рассказ увязывает эти легендарные действия поры первотворения с актуальными, современными представлениями: «поэтому черти теперь и бывают в оврагах и болотах, даже слышать можно, как они там стонут, визжат и хохочут».

Создание Богом «небесного воинства» — тоже часть мироустройства. Подражая ему (а иногда и по собственному «изобретению»), сатана творит войско бесов — для этого он (или его помощник) бьет по камню, и от каждого удара появляется бес.

Распространение чертей по земле может рассматриваться и как «вторичное» явление: в легендарную эпоху некоему святому старцу удалось запрятать всех чертей, кроме одного, в сосуд, однако последний чертенок, соблазнив пьяницу открыть сосуд, вновь заполнил землю чертями.

Согласно некоторым поверьям и быличкам, черти могут плодиться подобно другим живым существам: «лембои [черти — В. Р.] женятся между собою, распложаются», «они [черти — В. Р.] двух полов, совокупляются, рождают детей — чертенят». Представление о том, что нечистые духи могут размножаться «обычным» путем, отражено и в рассказе про демонических помощников колдуна: «барыня» просит у колдуна чёрта-помощника, колдун предлагает ей «парочку — самчика и самочку»: если взять только одного демона, «так один и будет, приплоду не будет».

Как выглядит чёрт

Подобно другим представителям нечистой силы (домовому, лешему, кикиморе и прочим), чёрт часто невидим, о его присутствии догадываются по косвенным признакам. Например, по звукам: шагам, крикам, голосам, раздающейся в неурочное время и в неподходящем месте музыке, шуму пляски. О появлении чёрта можно судить по необъяснимым действиям или событиям: разбросанным вещам, пропавшим предметам.

1 из 5
Источник:

кадр из мультфильма «Сказка о попе и его работнике Балде» (1973)

Представление о том, что чёрт прячет вещи, отражено и в известной присказке, которую произносят при потере:

«Чёрт, чёрт, поиграй да опять отдай». Иногда с аналогичной просьбой обращаются к домовому.

Видал я их не раз, они и большие, и маленькие, с рожками, хвост сзади, копыта. Ушки есть небольшие, глаза светятся. Однажды на празднике мы были. Мне нужно было выйти на улицу. Жена меня с крыльца зовет: «Сашенька, иди ко мне». Я иду к ней. Вдруг кто-то прыгнул ко мне на шею. Схватил я — лапа мохната. Рубец на шее остался. Я убежал.

Иногда невидимость чертей (как и нечистой силы вообще) носит относительный характер: в одно и то же время кто-то из людей может их видеть, а кто-то нет. Соответственно, в некоторых рассказах человек видит чертей и вступает с ними во взаимодействие, а для остальных (а порой и для самого героя, когда наваждение проходит) такое поведение выглядит странным, небезопасным.

Откуда на Руси взялись черти и так ли они страшны, как их малюют

Эскиз к балету «Петрушка». Александр Бенуа, 1911 г.

Источник:

из книги Владимира Рябова «Русская фольклорная демонология»

В читинской быличке мужик видит чертей, дразнящих его, и начинает палить по ним из пистолета — явившиеся на звуки выстрелов люди не понимают, в чем причина стрельбы. В другом рассказе скрипача находят, когда он в одиночестве играет в лесу. Его пытаются увести, однако поначалу он сопротивляется: «Не мешайте! Не мешайте, не мешайте! Видите, ребяты только растанцевались, а вы…» — согласно толкованию самого рассказа, скрипача увели в лес черти.

Иногда увидеть или опознать чёрта можно, если посмотреть в промежуток между брусьями или, нагнувшись, заглянуть в «промежник» (промеж ног). Способность видеть чертей приписывают детям: «дети-то, они же ведь как ангелы: на них грехов-то нету, вот они и видят всяку нечисть».

Как и прочие нечистые духи, чёрт склонен к оборотничеству. Он может принимать людской облик: знакомого, соседа, родственника. Как правило, чёрт-оборотень смущает, соблазняет или пугает человека, сбивает его с «пути истинного» (как в прямом, так и в переносном смысле). Часто, прикинувшись родственником или знакомым, чёрт предлагает зайти в гости, выпить, а сам заводит в глухие, непроходимые, опасные места и исчезает, стоит только человеку перекреститься или помянуть святое имя.

Иногда облик, принимаемый чёртом, может быть откровенно пугающим. Так, в южноуральском рассказе черти являются в виде войска: «с ружьями, с копьями, верхами, на белых лошадях, в белых шапках, белых балахонах». В других историях чёрт поначалу выглядит подчеркнуто безобидно (как маленький мальчик, ласковая кошка), а затем внезапно обнаруживает свою устрашающую демоническую сущность. Так, в вологодской быличке чёрт является человеку в бане в облике маленького мальчика, начинает внезапно расти и быстро занимает чуть ли не все помещение.

В костромской быличке женщины встречают во время сенокоса кошку: «черненькая, такая хорошенькая и трется около нас». Одна из них берет кошку на руки, животное словно случайно запутывается лапой в шнурке нательного креста и внезапно начинает кричать, прыгает с рук и исчезает, «да сичас же как загогочет над нами, да круг нас искры, быть сноп рассыпались». Крестьянки, побросав серпы, в панике убегают с поля. Такой прием с неожиданным преображением безобидного существа в страшного демона используется в рассказах о чёрте, скрывающемся от грозы (см. раздел «Где и когда можно встретить чёрта»).

Демон во время грозы у моего тестя просился в пазуху. Вот что я вам все скажу. Пускай хоть Анкудин Алексеевич [местный учитель — В. Р.] спросит у дедка моего, так он скажет все.

Вот что: тесть мой пахал в поле. Бежит мальчик около десяти лет.

— Пусти, — говорит, — дедушка, меня в пазуху от дождика!

А он [тесть — В. Р.] ученый и слыхал раньше эту статью.

— Нет, — говорит, — я тебя не пущу.

Он уж у него везде просился.

— Нет, — говорит, — не пущу: иди под деревинку стань, — говорит.

Он пошел. Деревинку-то всю исщепало, вомелье так и вязло [разбило на мелкие части — В. Р.].

Ведь тоже был нечистый дух: если бы человек он был, да ево бы громом убило, было бы тело. А и тела-то не было. Значит, кто же, как не нечистый дух?!

Считается, что даже в человеческом облике чёрт сохраняет демонические признаки, отличающие его от настоящих людей. Например, при свете месяца не отбрасывает тени, у него нет бровей.

В вологодской быличке мужик подбирает в лесу во время грозы нагого замерзшего мальчика, однако вскоре замечает у него на голове небольшие рожки и понимает, что перед ним чёрт. В многочисленных быличках черти являются на вечеринку в облике молодых людей, но их опознают, завидев рога на голове, длинные, железные зубы, огонь во рту, конские или коровьи копыта, хвосты.

Она говорит, что к ней несколько раз приходили черти. <…> Проснулась ночью от сильного топота в доме. И видит: в комнате пляшут мужики, а на ногах у них копыта. «Я стала читать „Богородицу“, читала долго, а они все плясали. Читаю, а сама слышу их разговор между собой: „Замучила она нас своей ‚Богодицей‘“. После этих слов они тут же исчезли».

Классический образ чёрта соединяет в себе животный и человеческий облик: «с рогами, хвост был, а руки и ноги как у человека. Одетый как все люди», «чёрт <…> имеет <…> обезображенное до невозможности лицо человека и человеческую форму тела, только прикрытую шерстью и снабженную рогами и хвостом». Он описывается как черный рогатый демон с хвостом, с красными глазами, поросячьим носом, мордой «как у козла», с конскими или козлиными копытами.

Подобный образ сформировался под сильным влиянием христианской иконографии и в значительной мере единообразен в фольклоре всех славянских народов.

Облик чертей является концентрированным, архетипическим воплощением представлений о «чужом»: «они [черти — В. Р.] все этакие же люди, но народ нерусский, неаккуратный и неуклюжий». Черти часто принимают вид этнических и социальных «чужаков»: горожан, иностранцев, киргизов, барынь «в немецких платьях», солдат, священников, монахов.

Чёрт оборачивается животным: собакой, кошкой, конем, коровой, свиньей, зайцем. Согласно свидетельству из Брянской области, чёрт «на медведя похожий, только у его роги». По северорусскому поверью, единственный облик, который неспособен принять чёрт, — это облик голубя*, поскольку нечистый дух «Святого Духа не может вид показать».

* Голубь — традиционное иконографическое изображение Святого Духа, одной из ипостасей Троицы.

Активность чёрта часто связывают с вихрем, столбом пыли, поднимаемой ветром. Считается, что чёрт несется вместе с ветром: «вихрь поднимают черти во время своей пляски после изрядной попойки». Если кинуть в середину вихря нож, то он обагрится кровью демона, а бросивший нож человек «будет вечно страдать от чёрта и переносить посылаемые им бедствия».

Если вихрь налетит на человека, тот заболеет или сделается кликушей. В разных регионах России про вихрь говорят: «свадьба чёрта», «чёрт на удавленнике поехал», «чёрт женится на утопленнице», «чёрт с Богом спорят», «чёрт дочку замуж выдает».

Столбы пыли черти поднимают при своей пляске во время холостяцкой пирушки. Нож, брошенный в середину вихря, обязательно отрежет одному чёрту хвост. По этому поводу молодой крестьянин С. Анастасов рассказывал, что он сам проделал «эту штуку»: бросил нож в столб пыли и потом на некотором расстоянии нашел хвост на дороге.

«Ну-же и хвост! Не разберешь: не то лошадиный, не то коровий; одним словом, от чёрта, — рассказывал этот крестьянин. — Хвост этот я, значит, не взял, а дня через три пошли ребята поглядеть — ан его уже помином зовут (пропал), видно чёрт своему брату пришил».

Где и когда можно встретить чёрта

В силу того, что образ чёрта представлен в разных жанрах и формировался под влиянием различных факторов, фольклорные представления о месте его обитания неоднородны. В благочестивых рассказах и народных легендах чёрт-дьявол помещается в ад, где вместе со своими подручными мучит грешников.

Фольклорные описания адских мук, жизни в преисподней, бесовской иерархии формировались под сильным влиянием внефольклорных источников, как письменных (канонические и апокрифические тексты), так и изобразительных (фрески, иконы, лубочные картины).

В то же время, согласно быличкам и поверьям, чертей можно встретить практически повсюду, они «постоянно вертятся вокруг человека». Однако они, как и всякая нечистая сила, предпочитают окраины освоенного человеком «культурного» пространства: мосты, перекрестки дорог, берега водоемов, болота, овраги, лесную чащу.

Так, согласно свидетельству из Вологодской губернии, недалеко от одной из деревень «лежит небольшое болото, поросшее мелким кустарником и окруженное сенными покосами». Оно имеет репутацию «нечистого», и местные жители считают, что «в нем обитают бесы».

В новгородской быличке черти под видом парней приходят на посиделки со стороны леса. Согласно калужскому поверью, «на каждом перекрестке следует креститься и не ругаться черным словом, чтобы не попасть в руки чёрта и не получить неизлечимой болезни». Костромские поверья утверждают, что особенно опасно ругаться, поминая чёрта, у воды или в лесу, поскольку он «в эфтих местах завсегда водится и обожает их».

Вот провальный (?) мост. Вот где трасса теперь. Там была грязь и был мостик маленький. И вота там все черти выходили. Поедут в город — ягненочек бежит, поймают его и посадют, и лошадь не идет. Я что-то не верю.

Как вездесущий дух, чёрт проникает в человеческое жилище, предпочитая больше те дома, где не соблюдают нормы этикета и бытового благочестия (громко разговаривают, смеются за обедом, не молятся перед едой и т. п.). Считается, что чёрт заходит в дом и покидает его через печную трубу — чаще всего, когда топят печь.

Внутри дома чёрт может прятаться под печку, выходить из подпола, «сидеть» на чердаке, бегать по крыше. В рассказе из Новгородской области мужчина видит, как множество чертей лезут по стенам и потолку, однако не могут проникнуть в дом дальше матицы (центральная потолочная балка в крестьянском жилище).

Откуда на Руси взялись черти и так ли они страшны, как их малюют

Миниатюра из Толкового Апокалиписа XVIII в. Фрагмент

Источник:

из книги Владимира Рябова «Русская фольклорная демонология»

Черти представляют особую угрозу во время непогоды: метели, вихря, грозы. С грозой связан специфический для этого персонажа сюжет о том, что Илья Пророк (Господь, Архангел), разъезжая по небу на огненной колеснице, «сердится на чёрта», стремится поразить его молнией, чтобы тот не насмехался, не дразнил Бога и православных людей.

Скрываясь от преследования, чёрт норовит спрятаться под деревьями, домашними животными, однако небесный персонаж поражает всё своей молнией. В качестве укрытия чёрт может использовать и человеческое тело: тогда человек либо будет убит молнией, либо станет одержимым.

Наконец, чёрт прячется в воду или на меже (границе полей), где Илья или Бог уже не способны его достать. С этим сюжетом связаны особые бытовые запреты и предписания.

[Во время грома — В. Р.] черти прячутся, [поэтому молнии — В. Р.] и лисину [одиноко стоящее дерево — В. Р.] раскалывают, скотину [убивают — В. Р.]. Господь [говорит чёрту — В. Р.]: «я <…> тебя убью». [Чёрт отвечает — В. Р.] «в лисину спрячусь». — «Я и лисину расчеплю». — «Я в скота спрячусь». — «Я и скотину убью». — «Я в человека спрячусь, раба Твоего». — «И раба не пощажу».

Во многих быличках человек может встретить чёрта во время грозы в каком-то подчеркнуто безобидном, жалостливом облике, например в виде маленького нагого замерзшего ребенка. Чёрт начинает просить укрыть его от грозы в своей телеге или за пазухой. Человек может согласиться, но потом, обнаружив на голове мальчика рожки, выгнать его или же, с самого начала подозревая происки нечистого, отказать в укрытии. В мнимого ребенка ударяет молния, однако мертвого тела на месте не оказывается.

Однажды старик-крестьянин ехал лесом под вечер домой. Начиналась гроза, и где-то вдалеке раздавались удары грома. Старик начал погонять лошадь, чтобы до грозы добраться до ближайшей деревни; но, несмотря на все старанья старика, ему не удалось этого достичь. Гроза застала старика в лесу.

Гром и молния начинали все сильнее и сильнее действовать. Старик случайно оглянулся назад и увидел, что за ним бежит маленький, совершенно нагой, посиневший мальчик и кричит: «Дедушка! Возьми меня, я боюсь молнии».

Старик сжалился над мальчиком и посадил его к себе в телегу. Мальчик весь дрожал и стучал зубами от дождя и прохладного ветра. Он жался к старику и начал залезать к нему под халат. Молния в это время так и летает около крестьянина. Крестьянин пристально посмотрел на мальчика; вид его ему показался подозрительным, так как на голове мальчика крестьянин заметил небольшие рожки.

Крестьянин перекрестился и вытолкнул его из телеги (так как он слыхал, что молния гоняется за чертями). Как только крестьянин перекрестился, мальчик весь почернел и бросился на дерево. В это время молния ударила в то дерево, на которое влез мальчик, и раздробила его, а мальчик с визгом перескочил на другое дерево. Мальчик этот был не кто иной, как чертенок.

Дьяволы во время грозы прячутся не только за деревья, камни, дома, но и за людей, если последние не оградят себя крестным знамением и молитвою. Если за человеком спрятается дьявол и в него Бог бросит стрелу (молнию), то дьявол увертывается в сторону, и огненная стрела убивает человека.

Согласно свидетельству из Вологодской губернии, от пальцев чёрта, оторванных молнией, происходят белемниты*, в народе называемые «чёртовы пальцы». Их применяют в народной медицине для лечения порезов — скоблят ножом и полученным порошком посыпают раны, чтобы они не гноились. 

* Белемниты — окаменелости древних моллюсков, имеющие конусообразную форму. Обычная длина белемнитов — 5–10 см.

Чёрт особенно опасен накануне или во время христианских праздников. Так, согласно свидетельству из Мурманской области, в Вербное воскресенье «дьявола делают свадьбу» и могут похитить человека. Согласно свидетельству из Новгородской губернии, чёрт посещает святочные молодежные посиделки. В некоторых текстах черти являются тем, кто грешит, нарушает запреты на те или иные виды деятельности в праздничные дни.

Отрывок из книги Владимира Рябова «Русская фольклорная демонология. От оборотней и мертвецов до русалок и огненного змея». М.: Издательство МИФ (Манн, Иванов и Фербер), 2024.

Читайте книгу целиком

Как вырастить огненного змея? Как вернуть оборотню человеческий облик?

Что ждет утопленника в плену у водяного? Все эти вопросы были насущными для наших предков, воспринимавших разнообразную нечисть как беспокойных, но привычных соседей. Русалки, оборотни, кикиморы и другие существа жили совсем рядом — в лесу, в поле, прямо в доме. Исследователи фольклора собрали и сохранили для нас множество историй о встречах с нечистой силой и поверий о том, как следовало с ней обращаться. Опираясь на этот материал, автор книги по кусочкам собирает пугающую, но яркую и захватывающую картину русской демонологии.

Читайте книгу целиком
Реклама. www.chitai-gorod.ru
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения