От собаки до автобуса: почему динозавры одного вида сильно отличались в размерах?

Далеко не все доисторические ящеры были гигантскими, как тираннозавр

28 февраля 2023
MasPix / Alamy

Команда ученых из Аргентины и США провела самый масштабный анализ окаменелостей динозавров, чтобы выяснить, почему в одном и том же роду были как массивные, так и крошечные родственники. Измерения почти 500 «колец роста» в костях 42 видов показали: универсального механизма роста не было.

Палеонтологам давно известно, что двуногие, чаще всего плотоядные, динозавры могли значительно отличаться: от велоцираптора размером примерно с современную собаку до тираннозавра величиной с автобус. Почему даже такие близкородственные виды эволюционировали до таких разных размеров, оставалось неясным.

Основная теория до сих пор подразумевала, что крупные животные имеют бо́льший размер, так как быстрее растут в самый активный период развития. Эта тенденция сохраняется и у современных видов: например, страусы и слоны растут быстрее воробьев и чихуахуа. Однако крокодилы становятся крупнее за счет того, что растут долго.

Новое исследование сосредоточилось на кортикальных отметинах роста — это кольца, которые, подобно древесным, ежегодно образуются в костях. Более широкие кольца свидетельствуют о быстром скачке роста, например, в подростковом возрасте, более узкие — о медленном и длительном росте.

Ученые для анализа распилили примерно 80 различных костей голеней динозавров. И то, что обнаружила команда, заставило отказаться от общепринятой теории. У некоторых гигантских ящеров, например, у 7-метрового родственника ти-рекса майюнгазавра, жившего 66 миллионов лет назад на Мадагаскаре, вместо широких колец оказалось множество узких.

Майкл Д'Эмик

«Я был очень удивлен, так как это указывает, что он рос в течение длительного времени. Но другой крупный динозавр аналогичного размера, которого мы изучали следующим, цератозавр, наоборот, быстро увеличился во время скачка роста».

В итоге из всех исследованных видов теропод 31% были крупнее сородичей из-за скачков роста и 28% — из-за более длительного времени роста. 21% стали меньше своих предков из-за сокращения темпов роста, а 19% — из-за общего замедления.

Работа охватила виды, жившие между 230 и 66 миллионами лет назад, когда в конце мелового периода динозавры вымерли. По словам экспертов, это огромная эволюционная шкала времени, на которой видно, что для динозавров существовало разнообразие способов развития, чтобы стать больше или меньше.