Транспортный «бум»

В начале XX века людям для путешествий нужна была лошадь или поезд, а единственным способом пересечь океаны оставались корабли. В то же время стали появляться автомобили, а благодаря Генри Форду и его революционным методам массового производства, машины становились еще доступнее.

Также именно в XX веке человечество познакомилось с новым видом транспорта — самолетом. Благодаря бурному развитию инноваций и государственному регулированию коммерческие авиаперевозки стали доступными для масс в 1930-х годах.

В 1940-е годы большая часть мира была втянута в войны, однако технологии продолжали совершенствоваться. В 1960-е годы начался так называемый золотой век полетов. Хотя авиабилеты были значительно дороже, чем современные, но возможность улететь на большое расстояние и не тратить при этом много времени привлекала общество, а авиакомпании подогревали интерес клиентов различными «удобствами».

Салоны самолета тогда сильно отличались от современных: в них можно было встретить шезлонги, диваны, был доступен полный ассортимент блюд и напитков, разрешалось курение на борту. К тому же появился более доступный способ путешествий — «туристический класс» авиаперевозок, позднее — эконом.

Впоследствии, в 1970-е годы, все больше и больше авиакомпаний начали изменять конфигурации кресел, чтобы на каждом рейсе могло поместиться как можно больше пассажиров. Эта тенденция продолжается до сих пор.

Фото №4 - От лошадей до онлайна: как изменились путешествия за 120 лет
Лоукостер. 2020 год
Фото
Getty Images

С 2000-х началась современная эра транспорта: новые самолеты и автомобили с разной технологической начинкой для удобства и развлечения потребителей. Буквально за 20 лет мир перешел к беспилотным транспортным средствам и к туристическим полетам в космос, о которых когда-то фантазировали сценаристы фильмов и писатели.

Новые технологии и услуги

Помимо транспорта, семимильными шагами развивались и другие технологии, расширялся список услуг, который облегчал путешествия. Например, в начале прошлого века появились гостиницы с удобствами в номерах и высоким качеством сервиса. Американец Эллсворт Стэтлер ввел униформу и впервые произнес фразу «Клиент всегда прав».

Фото №5 - От лошадей до онлайна: как изменились путешествия за 120 лет
Гостиница Statler. 1952 год
Фото
Getty Images

Началась градация гостиниц: сначала разные страны использовали собственные системы классификации, но в начале ХХ века Всемирная туристическая организация (ВТО) попыталась объединить все системы, что послужило в дальнейшем созданию «звезд». Швейцария выступила инициатором создания школ по подготовке специалистов индустрии гостеприимства, а в будущем такое направление появится во многих высших учебных заведениях. 

Фото №6 - От лошадей до онлайна: как изменились путешествия за 120 лет
Лобби пятизвездочной гостиницы в Мюнхене. 2021 год
Фото
Dirk v. Mallinckrodt / Alamy

Для развития туризма во многих странах в послевоенный период упрощались пограничные формальности, были ослаблены ограничения на ввоз валюты, активно велось строительство аэродромов, дорог, отелей, ко всему этому добавилась и широкая реклама туристских объектов.

В Европе прошел процесс создания различных профессиональных союзов, а также гостиничных и ресторанных цепей. Именно в это время появляется новая система хозяйствования — франчайзинг. Это форма аренды, когда покупающий у компании лицензию подписывает контракт на самостоятельное управление частью его собственности в соответствии с оговоренными сторонами условиями.

За 120 лет произошло переосмысление и самого понятия «отдых». Если главными причинами, препятствующими становлению массового туризма в мире в начале XX века, были бедность большинства населения и отсутствие оплачиваемых отпусков, то со временем правительства государств стали больше заинтересованы в отдыхе людей. Профсоюзы организовывали оздоровительные поездки. Желающим выбрать другой вид отдыха помогали туристические фирмы, которые разработали комплексные коммерческие туры.

С приходом интернета в жизнь людей, поиск и ознакомление с другими городами и странами упростились. Были созданы различные сервисы, облегчающие организацию поездок: бронирование билетов и отелей, поиск и сравнение стоимости туров, форумы, где люди делились отзывами и оценками о предоставляемых услугах. Финансовая сторона также претерпела изменения: если раньше путешествия оплачивались в основном наличкой или даже вещами, то в современном мире людям доступны онлайн и бесконтактная оплата, и, конечно же, конвертация валют, кешбэки.

Пандемийное время 

Фото №7 - От лошадей до онлайна: как изменились путешествия за 120 лет
Фото
Scharfsinn / Alamy

В 2020–2021 годах путешествия из-за пандемии коронавируса вышли на новый уровень. Большое количество заболевших по всему миру, закрытие границ и введенные ограничения заставили мир подстроиться под реалии и предложить альтернативные уже онлайн-варианты путешествий. Так, в интернете стало больше различных экскурсий в разных форматах (видео, текст, 3D). И больше не нужно выходить из дома, чтобы пройтись по французским улочкам, поплавать по венецианским каналам или посетить другие достопримечательности мира. Технологии достаточно четко воссоздали изображения и видео мест, поэтому остается выбрать направление и приготовиться к прогулке. И все это пользуется спросом: крупный агрегатор российского рынка экскурсий и туров Tripster продал 10 тысяч онлайн-экскурсий в 2020 году, рассказывала «Ведомостям» руководитель партнерской программы компании Анна Козловская.

По статистике программы Aviasales по монетизации брони билетов, туров и экскурсий Travelpayouts, онлайн-продажи экскурсий (как виртуальных, так и традиционных) выросли за 10 месяцев прошлого года на 53,8% к показателю 2019 года. Рост продаж аналитики сервиса объясняют как раз «выходом» экскурсий в онлайн.